Теория и практика издержек производства в рыночной экономике
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Теоретическая экономика и международные экономические отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Микроэкономика»
на тему «Теория и практика издержек производства в рыночной экономике»
Выполнила: студентка 1 курса, 1 группы
специальности «Мировая экономика»
Самара 2012
Содержание
- Введение
- Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект
- 1.1 Фирма как субъект производства. Процесс производства
- 1.2 Издержки производства: понятие, классификация
- Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации
- 2.1 Проблема производства и формирования издержек в российской экономике
- 2.2 Направления оптимизации производства и минимизации издержек
- Заключение
- Список использованных источников
- Введение
- В современных условиях значительная роль отводится предприятию (фирме), т.к. в рыночной экономике именно на уровне этого субъекта решаются главные вопросы экономики: что, как и для кого производить? Без должного знания теории производства и издержек, законов этого производства, а также без применения этих знаний на практике, невозможно максимально эффективное функционирование фирмы, а значит и эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. Таким образом, для стабильного функционирования и развития всей экономической системы необходима эффективность всех ее звеньев, в том числе и предприятия, как части этой системы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность темы данной курсовой работы обусловлена ее практическим значением.
- Что касается степени разработанности данной проблемы, то можно сказать, что в настоящее время теория производства уже полностью сформированная. Данной проблемой занимались такие экономисты, как Р. Коуз (теория фирмы и трансакционных издержек), Ф. Найт (теория предпринимательства, прибыли), П. Дуглас (производственная функция), О. Уильямсон (исследования в области экономической организации), А. Алчиан (обмен и производство), Ф. Визер (предельная полезность, альтернативные издержки) и др. Среди отечественных ученых можно отметить В.В. Леонтьева (метод «затраты-выпуск»), Л.В. Канторовича (теория оптимального распределения ресурсов) и др.
- Цель курсовой работы: проанализировать теорию производства и издержек в рыночной экономике.
- Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- 1) рассмотреть теоретический аспект, который включает:
- а) фирму, как главного субъекта производства в рыночной экономики;
- б) издержки, их сущность и классификацию;
- 2) проанализировать производство и издержки в экономике РФ, что, в свою очередь, включает:
- а) проблему производства и формирования издержек в российской экономике;
- б) направления оптимизации производства и минимизации этих издержек.
Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект
1.1 Фирма как субъект производства. Процесс производства
В рыночной экономике предприятие (фирма) - это главный субъект производства продукции, а предприниматель - ключевая фигура. Между понятиями «предприятие» и «фирма» некоторые экономисты выделяют различия, но мы в своей работе будем считать эти понятия эквивалентными. Что же такое фирма? В узком смысле слова, фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои дела. В широком смысле - это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Можно дать еще несколько определений, но, по сути, они отражают одно и то же. Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Также под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Но как появляются и существуют фирмы? Научный ответ на этот вопрос дают разные теории. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы - результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек. Последняя заключается в том, что деятельность рынка предполагает некоторые издержки, которые можно сократить, создавая организации и предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направлять ресурсы Комаров В.Ф. - Наука производства // ЭКО, 2009. - 102с..
Фирма в неоклассической теории выглядела как «черный ящик», в котором ресурсы трансформировались в продукты в соответствии с характером производственной функции (выражающей технологическую зависимость последних от первых) и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяла способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
Институциональная теория по-иному рассматривает фирму. Здесь в центре внимания другое: объяснение существования и, соответственно, в дальнейшем - сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, планирования, контроля и др.
Несмотря на некоторые различия в подходах к понятию и сущности фирмы, можно сделать вывод о том, что предприятие, как уже отмечалось выше, играет главную роль в условиях рыночной экономики. Понимание того, что представляет собой фирма, является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений на микро- и макроуровне. Современное рыночное хозяйство демонстрирует многообразие видов фирм. Но если говорить о целях любой фирмы, то их можно свести к одной: цель любой фирмы на рынке - максимизация получаемой прибыли. В связи с этим следует рассмотреть процесс производства.
На рынках готовой продукции фирма выступает как производитель-поставщик, а ее поведение характеризует предложение товаров и услуг. Для осуществления своей хозяйственной деятельности фирма использует факторы производства. Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. Производственная функция (production function) - зависимость между количеством ресурса, применяемого для производства некоторого блага, и объемом его выпуска:
, (1)
где x1, x2, x3 - факторы производства.
Для упрощения в теории производственная функция рассматривается на основе двух факторов производства - капитала(K) и труда(L):
(2)
Эта функция показывает максимально возможный выпуск продукции при каждом сочетании факторов производства.
В теории фирмы важную роль играет фактор времени. В связи с этим в деятельности фирмы выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочным называется период, в течение которого, по крайней мере, один фактор производства сохраняет прежние размеры (т.е. является фиксированным, постоянным), а фирмы не могут ни покинуть отрасль, ни войти в нее. Долгосрочным, напротив, называется период, достаточно продолжительный для того, чтобы все факторы имели возможность изменить свои размеры, т.е. стать переменными, а фирмы могли покинуть отрасль или войти в нее.
Рассмотрим подробнее производство в эти периоды.
Производство в краткосрочный период
Предположим, что продукт производится с использованием одного фиксированного фактора, а затраты труда постоянно возрастают. При этом по закону производственной функции, увеличится количество совокупного продукта (Q), возрастет средний (AP) и предельный продукт (MP) производства. Совокупный продукт (total product) - это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на единицу переменного фактора, получим средний продукт (average product):
(3)
Предельный продукт (marginal product)- это прирост совокупного продукта, полученный в результате приращения количества использованного переменного фактора:
(4)
Взаимодействие общего, среднего и предельного продуктов позволяет определить максимальный объем производства (рис. 1-1). В целом, достижение максимального объема производства определяется динамикой предельного продукта. На рисунке 1-1 видно, что пока предельный продукт положительный, совокупный продукт возрастает. Совокупный продукт ма...
Издержки производства и цены
Характеристика издержек производства, их структура. Издержки производства в краткосрочном периоде, теория предельных издержек, минимизация издержек и...
Система цен в рыночной экономике
Понятие и структура постоянных и переменных издержек производства; их отображение на графиках. Процесс образования договорных, государственных и миров...
Анализ издержек обращения
Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле. Анализ издержек обращения т...
Социальная политика в современной рыночной экономике теория, методология, практика
Теория производства. Затраты и выпуск
Фирма как главный участник производства. Цели и задачи фирмы, ее конкурентоспособность. Факторы производства, производственная функция, закон убывающе...