Стратегия развития предприятия
Краткое сожержание материала:
План
1. Характеристика нового бизнеса, товаров и услуг
2. Анализ рынков сбыта и определение рыночной цены предприятия
3. Структурный анализ отрасли, оценка ее инвестиционной привлекательности
4. Выбор и обоснования конкурентной стратегии фирмы
5. Выбор комплекса маркетинга и расчет объемов реализации продукции
Литература
1. Характеристика нового бизнеса, товаров и услуг
Цель данной работы - перечислить основные компоненты прибыльной работы предприятия, на чем собственно предприниматель должен сосредоточить свой бизнес. В чем заключается его убеждение в успехе нового дела? В среде бизнесменов бытует довольно распространенное мнение, что бизнес-идея - это уже половина успеха, поэтому решение вопроса, каким именно видом деятельности заниматься, какие ассортименты и товарную номенклатуру избрать есть ключевым в бизнесе-планировании. В БП нельзя ограничиваться общей фразой, например: “выпускать спортивную обувь и одежду” или “ориентируемся на выпуск продуктов питания”. Такой БП не примет ни один инвестор. Предприниматель должен четко представлять цель своего предпринимательства и реально оценивать свои возможности ее достижения.
Таким образом, когда решение принято, дается характеристика продукции и услуг, которые предлагаются разрабатывать.
При этом следует конкретно указать:
· функциональное назначение продукции, т.е. какие именно потребности потребителей она удовлетворяет.
Пример: товаром может быть все то, на что потребители предъявляют спрос и что может быть реализовано на рынке. При этом следует учитывать, что ценность конкретного товара с точки зрения потребителя определяется, какие именно потребности он удовлетворяет.
А.С. Пушкин объяснил, что такое вдохновение и что такое товар в своих знаменитых строках: “не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”.
Люди покупают не конкретные товары, а удовлетворение собственных нужд. Не сверло, а дырку от сверла.
- характерные потребительские качества продукции, делающие ее более привлекательной, чем аналогичная продукция конкурентов:
: для пищевых продуктов
- особые изначальные качества
- польза
- натуральные ингредиенты
- отличная упаковка или внешний вид
- срок годности, и т.п..
для бытовой техники:
- универсальность
- простота использования
- гарантийный срок пользования
- дизайн
- эстетичный вид и т.д.
- технологичность
- возможность выпуска при применении экологически чистой технологии
- или технологии с минимальными расходами
- соответствие общепринятым стандартам (для однородной продукции)
- стадия разработки
вывод на рынок
этап роста
этап зрелости
спад
- требования по контролю за качеством
- требования по подготовке пользователей
- требования по гарантийному и послегарантийному обслуживанию
- до и после продажный сервис
- информация о патентной ситуации (защищенность товара или изобретения в стране производителя и в странах внешнего рынка, объем прав по патентам и авторским свидетельствам).
Не рекомендуется делать акценты на исключительных преимуществах товара, особенно в тех случаях, где их нет, лучше сделать акцент на максимальном удовлетворении запросов рынка.
Самое главное, необходимо дать доказательства реальной полезности товара потенциальному потребителю.
Характеристика и анализ продукции
Показатели |
Конкуренты |
|||
А |
Б |
Г |
||
1. Доля в общем объеме реализации |
30 |
40 |
30 |
|
2. Функциональные особенности товара: качество, надежность. |
Высокая |
средняя |
низкая |
|
3. Уровень цен |
Высокая |
средняя |
низкая |
|
4. Стимулирование сбыта и расхода на рекламу |
Высокая |
Если речь идет о новых технологических разработках, то к описанию продукции необходимо прибавить
- Характеристику существующих технологических рисков.
- Описание концепции развития продукции следующих поколений.
При отборе продукции ориентированной на внешние рынки необходимо сделать оценку их конкурентоспособности.
2. Анализ рынка сбыта и определение рыночной ниши предприятия
Как узнать своих будущих клиентов в потребителях
Данный вопрос наверное есть наиболее сложным в бизнес планирования.
Некоторые разработчики бизнес-планов, с пребольшим удовольствием задали бы такой вопрос: А зачем определять своих клиентов? Иногда и все так поняло. Но нельзя, же быть уверенным, что потенциальные инвесторы или партнеры согласятся с нашим мнением. И нужна уверенность, которая их капитал возвратится с процентами.
Наилучший способ досказать, что в продукции есть рынок сбыта - это провести маркетинговое (одно слово) исследование.
Это бывает значительно дешевле чем начать вырабатывать товар, а потом убедиться, что он никому ненужный вообще, или ненужный в таком количестве.
На Западе самые рыночные исследования редко стоят больше 500 тыс. долларов, а например неудача фирмы „форд” с автомобилем „Эдем” обошлось в 250 млн. долл.
Убыточная разработка сверхзвукового самолета обошлось для фирмы „Конкорд” 3 млрд. долл.
Статистику бездарно потраченных денег предприятием никто не ведет, но можно высказать предположение что она была бы впечатляющей.
Способы оценки рыночного спроса
1. Ведь определить потенциальных потребителей можно с помощью маркетинговых исследований. Лучше всего заказать такое исследование специализированной фирме. В данном случае гарантированно высокое качество исследований, но и высокие расходы. Если речь идет об исследовательских инвестициях с привлечением западных частных инвесторов, то они чаще попросят сделать именно так. Так как в их практике принято получать оценку рынка с помощью специализированных фирм. В данном случае задачи инициаторов проекта сводятся лишь к предварительному формулированию задач исследования.
2. Однако чаще всего отечественные разработчики бизнес-планов не имеют возможности заказать маркетинговое исследование. Причина: неразвитость рынка таких услуг стране.
В таком случае необходимо постараться провести маркетинговое исследование самому. Когда инициаторы проекта проводят самостоятельное маркетинговое исследование, это не всегда демонстрирует инвестору серьезное отношение к делу.
Очень часто инвесторы сталкиваются с такими проблемами:
для потребительских товаров экспертами могут быть продавцы магазинов; их опрашивание может стоить недорого.
Для товаров производственного назначения - оптовые торговцы данного товара.
Все-таки с меньшими рисками рыночный спрос можно оценить по аналогии, используя данные статистики.
Вот несколько примеров:
Пример 1
Пусть фирме, которая работает в Донецкой отрасли хорошо известно, что ее продукцией пользуется 10% население. Таким образом, если она желает развернуть свою деятельность на Ривненщине, то можно предположить, что в данном регионе она будет иметь 119 тыс. покупателей (1190 тыс*10%).
Пример 2:
Отдел сбыта Славутского пивзавода рассчитал, что их продукцию потребляет 20% взрослого населения. По аналогии, рынок сбыта в Остроге может составлять 12 тыс*0,2=2400 человек
Можно провести немного более серьезные, но совсем не сложные расчеты.
Пример 3
Пусть мы имеем следующие статистические данные:
года |
Середньодушових доход, грн. |
Потребление мясопродуктов на душу населения, кг |
|
2005 |
70 |
110 |
|
2007 |
80 |