Стимулирование малого бизнеса и его роль в экономике
Краткое сожержание материала:
Размещено на
16
Размещено на
Стимулирование малого бизнеса и его роль в экономике
Содержание
- Введение
- 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
- 1.1 Характеристика малого бизнеса
- 1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
- 1.3 Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
- 2. Анализ эффективности функционирования малого бизнеса в Украине
- 2.1 Развитие малого бизнеса в Украине
- 2.2 Анализ проблемных зон развития
- 2.3 Анализ реализации государственных программ в поддержку малого бизнеса
- 3. Рекомендации по стимулированию малого бизнеса в экономике Украины
- 3.1 Основные факторы и пути повышения экономической эффективности функционирования малого бизнеса
- 3.2 Рекомендации по стимулированию малого предпринимательства в период кризиса (SWOT-анализ)
- Резюме
- Литература
Введение
Одним из приоритетных направлений развития экономик развитых стран является развитие малого и среднего бизнеса. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более двух трети общей добавленной стоимости, и занятого в нем населения более 50%. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, внедрение большими компаниями новых технологий и улучшения эффективности производства. Малые предприятия этих стран являются базисом экономики, - эффективность всей экономики ЕС зависит от успеха деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главной целью которой является сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, повышения конкурентоспособности малого бизнеса.
Общие параметры развития малого предпринимательства в Украине не соответствуют возможностям и потребностям украинской экономики. По количеству малых предприятий, их вкладом в общий объем производства, занятостью работников и другими показателям Украина значительно отстает от развитых стран мира. Потенциал малого бизнеса как фактора развития экономики не реализован. Актуальной является проблема разработки и усовершенствования системной стратегии развития малого предпринимательства, - она должна строиться на основе анализа текущего состояния малых предприятий и их насущных проблем. Недостаточно изученными являются потенциальные возможности внутреннего стратегического планирования малых предприятий с целью оптимизации деятельности в переменных внешних условиях ведения хозяйственной деятельности.
малый бизнес украина рыночный
Уровень развития малого предпринимательства должен способствовать созданию положительного имиджа Украины, обеспечению эффективной рыночной экономики с целью ее интеграции в европейскую и мировую экономические системы.
Проблемы и перспективы деятельности малого предпринимательства находятся в поле зрения таких украинских ученых, как Р.В. Рудик, А.В. Гринюк, В.К. Збарский, Т.В. Греджева, С.И. Румянцева, И.А. Максименко, Т. Бережной, О.С. Варналий, В. Вишневский, А. Крысоватый, В. Кобылко, Т. Меркулова и др.
Целью курсовой работы является системный анализ современного финансово-экономического состояния малых предприятий в Украине, в том числе в производственной сфере, а также анализ эффективности государственной политики в сфере его поддержки.
Задачами исследования являются анализ и оценка основных показателей развития малых предприятий, их структуры по видам экономической деятельности; тенденций развития; финансовых результатов их деятельности; анализ развития в условиях кризиса; обобщение причин замедленности и диспропорциональности развития малого предпринимательства и определение путей их преодоления.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Характеристика малого бизнеса
Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В странах с рыночной системой малые предприятия являются самой массовой, самой динамической и самой гибкой формой деловой жизни. Малый бизнес является одним из наиболее эффективных инструментов снижения социальной напряженности в стране, путем обеспечения занятости населения, создания класса эффективных собственников, а также предоставлением населению услуг и продукции, необходимость в которой обусловлена региональной спецификой.
На сегодня в Украине колоссальный потенциал малого бизнеса в значительной степени не раскрыт. Это обстоятельство является большим препятствием для обеспечения в стране экономической стабильности, особенно в период кризиса, которое может вызвать достаточно большой спад в различных отраслях и значительный рост безработицы. Именно поэтому насущной проблемой сегодняшнего дня является системное исследование закономерностей развития малого бизнеса в условиях переходной экономики нашей страны.
Согласно украинскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях, на основе любой формы собственности, осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные действующим законодательством, и которые соответствуют целям, предусмотренным в уставе предприятия. Следует отметить, что малые предприятия могут образовываться и функционировать и как отдельные, вполне самостоятельные субъекты хозяйствования, и во взаимодействии с крупными и средними предприятиями. Критерии отнесения предприятий к той или иной категории (малые, средние и крупные) сформулированы в Хозяйственном Кодексе Украины, к ним относятся среднеучетная численность работников и объем дохода. В 2008 году параметры этих критериев были изменены, согласно Закону Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питать регулювання підприємницької діяльності" (18.09.2008 № 523 - VI) малые предприятия трактуются как юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы хозяйствования со средней численностью работающих, не превышающей 50 человек, и объемом валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год до 70 млн. грн. [1]. Сравнения параметров разделения предприятий на малые, средние и крупные представлено в таблице 1.1., основные показатели их деятельности (за 2009 г.) - в таблице 1.2 [2].
Таблица 1.1
Параметры разделения предприятий на малые, средние и крупные
Вид |
Критерий |
Хозяйственный Кодекс Украины |
||
До изменения 7.10.2008 г. |
После изменения |
|||
Малые |
Среднеучетная численность работников |
Не более 50 человек за отчетный (финансовый) год |
Не более 50 человек за отчетный (финансовый) год |
|
Объем дохода |
Валовой доход от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный финансовый год не более 500 тыс. евро, по среднегодовому курсу НБУ (на тот период около 3,75 млн. грн) |
Валовой доход от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный финансовый год не более 70000000 грн. (на тот период около 10 млн. евро) |
||
Средние |
Среднеучетная численность работников |
От 50 до 1000 человек за отчетный (финансовый) год |
От 50 до 250 человек за отчетный (финансовый) год |
|
Объем дохода |
Валовой доход от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный финансовый год составляет от 500 тыс. евро до 5 млн. евро, по среднегодовому курсу НБУ (от 3,75 до 37,5 млн. грн) |
Валовой доход от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный финансовый год составляет от 70000000 до 100000000 грн. |
||
Крупные |
Среднеучетная численность работников |
Более 1000 человек за отчетный (финансовый) год |
Более 250 человек за отчетный (финансовый) год |
|