Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Свободные экономические зоны. Состояние, проблемы, перспективы

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Свободные экономические зоны и их характеристика, цели и задачи создания, основные этапы развития, степени интегрированности в национальную экономику. Сравнительная характеристика белорусских свободных экономических зон, перспективы их развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Свободные экономические зоны. Состояние, проблемы, перспективы

Введение

Свободные экономические зоны - часть национально-государственных территорий, на которых действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей. Главная цель создания - подъем экономики региона, повышение ее эффективности. Обеспечивается посредством: привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных предпринимателей; внедрения передовой техники и технологий; создания экспортно-ориентированных производств и увеличения на этой основе валютных поступлений; освоения передового опыта управления и организации маркетинга; создания новых рабочих мест; освоения зарубежных рынков сбыта [3, с. 3].

Экономисты отмечают, что создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.

Актуальность темы курсовой работы.

Создание СЭЗ один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики, что является очень актуальным для Республики Беларусь.

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.

Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

· Рассмотреть понятие свободная экономическая зона и раскрыть её сущность;

· Проанализировать цели создания СЭЗ;

· Изучить специфику СЭЗ;

· Охарактеризовать основные виды СЭЗ;

· Рассмотреть СЭЗ Республики Беларусь;

· Определить проблемы и перспективы СЭЗ Республики Беларусь;

· Провести сравнительную характеристику белорусских СЭЗ.

1. Свободные экономические зоны и их характеристика

1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ

Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов.

Цели создания СЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать как экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания СЭЗ:

· Активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

· Привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

· Увеличение экспорта и рационализация импорта;

· Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальными целями являются:

· Создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

· Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учётом использования мирового опыта;

· Насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

· Рост благосостояния и уровня жизни населения;

· Ускорение развития остальных регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-технические цели:

· Активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

· Ускорение внедрения результатов НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы);

· Концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

· Привлечение опыта и научно - исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;

· Повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных [1, c. 90-91].

Несмотря на разнообразие в мире свободных экономических зон, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой свободной зоне:

1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса.

Выделяют четыре основные группы льгот:

· внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

· налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

· финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;

· административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при прочих равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка проекта свободной экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;

4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку [3, с. 14-15].

В современных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов пока отсутствует единое мнение относительно определения и типологии СЭЗ. В научной литературе выделяют до 30 разновидностей свободных экономических зон.

Специфика СЭЗ определяется:

· месторасположением, конфигурацией, размером территории СЭЗ;

· наличием и качеством произведённых ресурсов;

· особенностями природных, экономических и других условий СЭЗ;

· задачами, которые государство ставило при её создании;

· функциями, которые оно делегировало зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;

· видом хозяйственной деятельности, разрешённой государством в СЭЗ;

· национальной принадлежности территории и т.д.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырём основным критериям:

1. степени интегрированности в национальную экономику;

2. способу организации;

3. характеру собственности;

4. характеру деятельности или функциональному назначению.

Таким образом, организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, так как она обладает чертами многих зон.

свободный экономический интегрированность зона

1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику

В зависимости от степени интегрированности, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режимы.

Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие район...

Другие файлы:

Свободные экономические зоны и их роль в развитии национальной экономики
Свободные экономические зоны: сущность, цель, причины их создания и место в национальной экономике. Организационно-функциональные особенности свободны...

Свободные экономические зоны. Офшорные зоны
Свободные экономические зоны и территории приоритетного развития как путь к привлечению иностранных инвестиций и стимулирования развития производства,...

Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны
Основные факторы, способствующие привлечению иностранного капитала в свободные экономические зоны, его преимущества и влияние на экономику региона. Ха...

Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В условиях России создание СЭЗ может...

Свободные экономические зоны
Формы территориальной организации промышленности в новых экономических условиях: наукограды, свободные экономические зоны. Характеристика металлургиче...