Сбытовая политика предприятия и пути повышения её эффективности
Краткое сожержание материала:
2
Дипломная работа на тему:
Сбытовая политика предприятия и пути повышения её эффективности
Содержание
- Введение
- 1. Сбытовая политика производственного предприятия: понятие, сущность, факторы
- 1.1 Сущность сбытовой политики производственного предприятия
- 1.2 Этапы сбытовой политики производственного предприятия
- 1.3 Правовое регулирование сбытовой деятельности
- 2. Анализ деятельности производственного предприятия на примере ИП Сизиков О.Э.
- 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
- 2.2 Работа с покупателями
- 2.3 Организация доставки продукции
- 2.4 Показатели эффективности сбытовой деятельности предприятия
- 3. Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия
- Заключение
- Приложения
Введение
Современный этап развития нашей страны, в частности за последние пять лет, отличается динамизмом и качественными изменения во всех сферах общественной жизни. Процесс радикализации, обновления затронул всех без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных экономических условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной сбытовой деятельности.
При правильной организации сбытовая деятельность очень эффективна и способствует быстрой и бесперебойной реализации производимой продукции. При этом ускоряется возврат оборотных денежных средств предприятий, устанавливаются деловые контакты производителей с покупателями и потребителями продукции, спрос возрастает и превышает предложения, что, в свою очередь, является объективной основой расширения производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Заниматься сбытовой деятельностью это не простое дело, как кажется. Нужно реально оценивать ситуацию, иметь правильный расчет своих возможностей и перспектив, используя последние достижения теории и практики маркетинга. Организация комплекса эффективных маркетинговых мероприятий - это весьма сложная задача, для реализации которой требуется четкая и слаженная работа квалифицированных специалистов маркетинговых, производственных и сбытовых подразделений предприятия.
Основываясь на богатом опыте зарубежных стран в области сбыта можно утверждать, что сбытовая деятельность - это особая наука, где есть свои правила и законы. Эта наука использует познания психологии, социологии и исследования рынка для решения экономических задач предприятия. Извлечь максимальную выгоду из сбытовой деятельности в специфических отечественных условиях можно лишь при условии глубокого изучения и грамотного осмысления этой науки.
Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на практические основы сбытовой деятельности, оценить состояние и показать пути повышения эффективности сбытовой политики предприятия ИП Сизиков О.Э. и предложить практические рекомендации по её улучшению.
Задачи работы:
а) Раскрыть сущность сбытовой политики предприятия
б) Дать оценку организационно-экономической характеристики предприятия
в) Провести анализ сбытовой политики предприятия
В первой главе представлены сущность сбытовой политики, этапы сбытовой политики, факторы, влияющие на её эффективность.
Во второй главе представлен анализ производственного предприятия ИП Сизиков О.Э. и его сбытовая политика.
Глава третья включает в себя предложения по улучшению эффективности сбытовой политики данного предприятия.
Источниками, используемыми для изучения поставленной проблемы являются не только теоретическая литература и аналитические издания, но и информация, предоставленная непосредственно предприятием в процессе прохождения преддипломной практики.
1. Сбытовая политика производственного предприятия: понятие, сущность, факторы
1.1 Сущность сбытовой политики производственного предприятия
Существенное место в системе "маркетинг-микс" занимает политика организации каналов товародвижения, или сбытовая политика. Назначение сбытовой политики - организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания и выставочных залов, определение маршрутов товародвижения, организация транспортировки, работ по разгрузке и погрузке, вопросы логистики, системы снабжения, обеспечения эффективности товародвижения и т.д. Ряд экономистов относят к сбытовой политике в системе маркетинга и коммерческие вопросы: подготовку, проведение переговоров по сделкам купли - продажи, заключение контрактов, контроль над их исполнением и т.д. Маркетологи уделяют большое внимание этим вопросам и считают действенность и результативность организации и регулирования каналов товародвижения более эффективными, чем, например, ценовая политика.
Существующие каналы товародвижения предполагают использование трех основных методов сбыта:
прямой (непосредственный) (рис.1, а) - производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников;
косвенный (рис. 1,6) - для организации сбыта своих товаров производитель прибегает к услугам различного типа независимых посредников;
комбинированный (смешанный) - в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как фирмы-производителя, так и другой, независимой компании.
Прямой метод сбыта имеет свои особенности и преимущества, поскольку дает возможность сохранить полный контроль за ведением торговых операций. Однако считать его наиболее эффективным методом, поскольку он дает экономию средств, выделяемых на оплату услуг посредников и предусматривает непосредственный контакт с потребителем, нельзя.
Исследования, проведенные за рубежом, показывают, что посредническое звено сбытовой деятельности фирмы в большинстве случаев повышает эффективность сбытовых операций, так как высокий профессионализм посредника в сбытовой и коммерческой сферах позволяет ускорить окупаемость затрат и оборачиваемость средств за счет крупномасштабных, универсальных и специализированных операций, создает удобства для конечных покупателей, экономит средства и время на меньшем числе деловых отношений и т.д.
Если предприятие-продуцент не намерено вкладывать капиталы (как правило, значительные) в организацию системы продаж, ему целесообразнее работать через посредника. Как показывает зарубежный опыт, около 2/3 экспортных поставок машин и оборудования фирмы развитых стран осуществляют через торговые отделения и филиалы, а также через агентов-посредников, а 1/3 оборудования поставляется конечным потребителям непосредственно, минуя промежуточные звенья (в основном это уникальное технологическое и комплектное оборудование, выполняемое по специальным заказам).
Маркетологи считают, что даже если фирма располагает достаточными средствами для создания собственной сбытовой сети, то во многих случаях она предпочитает пользоваться услугами независимых посредников, а имеющиеся средства вкладывает в производство, в свой основной бизнес, что дает ей большие прибыли. Например, если производство обеспечивает норму прибыли 20%, а занятие розничной торговлей может дать, согласно прогнозам, только 10%, то фирме-продуценту, естественно, нецелесообразно заниматься розничной продажей.
Следует отметить, что выбор того или иного метода организации сбытовой деятельности фирмы зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы. Часто фирма, особенно крупная, предпочитает работать, комбинируя по рынкам и товарам все имеющиеся типы организации сбытовой сети.
Различают также простую и сложную системы сбыта.
Простая система предполагает наличие в сбытовой цепочке, как правило, двух звеньев - производителя и потребителя, т.е. фактическое отсутствие специальных сбытовых организаций.
Сложная система представлена многоуровневыми звеньями, включающими сеть собственных сбытовых филиалов и дочерних компаний, независимых сбытовых посредников, оптовых и розничных фирм.
Распространен такой вид сложной системы сбыта, как двойная система каналов товародвижения, когда производитель на одном и том же рынке использует два самостоятельных или взаимосвязанных канала сбыта.
Отношения фирмы-производителя со сбытовыми организациями могут быть договорными (включающими контрактную, письменную форму установления отношений и устную) и корпоративными, обусловливающими структурное подчинение сбытовых организаций интересам и задачам фирмы-производителя.
Рисунок 1 - Методы сбыта: а - прямой (число контактов: 3 3 = 9); 0 - косвенный {число контактов: 3-2 = 6); П - производитель; К - клиент, покупатель; Д - дистрибьютор, посредник
Канал сбыта - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собствен...
Сбытовая политика предприятия
Сбытовая политика как элемент комплекса маркетинга. Виды и каналы сбыта продукции в современных условиях. Товарная политика на предприятии ОАО ПК "Вол...
Конкурентоспособность товара и пути ее повышения
Определение и сущность конкурентоспособности предприятия. Организационно-экономическая характеристика ООО "Игора", анализ внешней и внутренней среды....
Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Особенности предприятий лесного комплекса, показатели и пути повышения эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Характеристика ООО...
Эффективность производства, сбыта продукции и пути её повышения на ООО "ТД" Асбестовском хлебокомбинате
Основные пути совершенствования производства и сбыта хлебобулочных изделий. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ современно...
Финансово-экономическая деятельность ЗАО "Тандер", его закупочная и сбытовая политика
Анализ финансово-экономической и сбытовой деятельности предприятия ЗАО "Тандер". Изучение основных направлений коммерческой деятельности. Структура об...