Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Рынок потребительских товаров в Украине

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Тенденции развития внутреннего рынка Украины по завершении мирового финансово-экономического кризиса. Влияние развития оптовой торговли и оптимизации товарных запасов на состояние экономической конкуренции на рынке потребительских товаров Украины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Тема контрольной работы "Рынок потребительских товаров в Украине" по дисциплине "Управление экономикой".

Цель работы - проанализировать тенденции функционирования внутреннего рынка потребительских товаров в посткризисный период; определить пути преодоления кризисных явлений и стабилизации отечественных товарных рынков; обосновать влияние развития оптовой торговли и оптимизации товарных запасов на состояние экономической конкуренции в этой сфере.

Тенденции развития внутреннего рынка Украины по завершении мирового финансово-экономического кризиса представляют немалый интерес для исследователей. Благоприятные перспективы станут реальностью только тогда, когда темпы роста экономики страны будут определяться расширением его емкости и повышением эффективности, причем главное внимание следует уделять не столько протекционистским мерам, сколько задачам качественного совершенствования функциональных характеристик. В данной работе подчеркнем, что развитие внутреннего рынка потребительских товаров есть неотъемлемая составляющая общей стратегии реформирования экономики Украины.

По своей сути рынок представляет собой прежде всего объект микроэкономического анализа, но его исследование было бы малорезультативным без учета макроэкономических показателей.

Хотя нынешнее состояние товарного оборота и внутреннего рынка в Украине характеризуется определенными положительными чертами, он не отвечает потребностям экономической модернизации, в первую очередь, из-за отсутствия действенного механизма ценообразования и несбалансированности между спросом и предложением. Такая ситуация обусловила деформацию всего воспроизводственного процесса и консервацию неэффективных связей между производством, обменом и потребителем. Вот почему отечественный товаропроизводитель лишен возможности ориентироваться на рыночный спрос.

Теоретические и практические аспекты проблемы развития внутреннего рынка потребительских товаров освещены в трудах многих украинских ученых. Однако новейшие тенденции побуждают к дальнейшим исследованиям. Ныне особенно актуальны комплексное изучение факторов и направлений посткризисных трансформационных процессов в данной сфере, а также выработка на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по эффективному функционированию оптовой и розничной торговли в Украине.

Рынок потребительских товаров в Украине

С точки зрения общей стратегии государственной экономической политики важное значение имеет выбор путей развития внутреннего рынка потребительских товаров. Речь идет об уменьшении присутствия государства в вопросах собственности и регулирования товарных рынков, о создании должных стимулов для развертывания справедливой конкуренции и поиске подходов к снижению рисков инфляции.

Украина относится к тем странам, которые больше всего пострадали от мирового финансово-экономического обвала. В кризисном 2009 г. оборот розничной торговли у нас уменьшился на 11,7 млрд. грн., оптовый товарооборот предприятий - на 189,5 млрд. грн., а объем ВВП - на 33,3 млрд. грн. (и это при том, что индекс потребительских цен составил 112,3%). Сегодня отечественный внутренний рынок выходит из кризиса, но нестабильная институциональная среда, в которой формируются спрос, предложение и цена, усложняет этот процесс. Точно так же ему никоим образом не способствует ситуация постоянных рисков, неопределенности, неожиданных перемен (шоков) и неконтролируемости повышения цен.

В открытой глобализированной экономике модель внутреннего рынка может быть представлена как функция внутренних и внешних воздействий. Ориентация национальной экономики на приоритетное обслуживание внешнего спроса означает ее чрезмерную зависимость от чужих интересов. Отсутствие достаточных объемов внутренних товарных запасов заставляет увеличивать импорт. Здесь важно подчеркнуть, что интеграция в мировую экономику не может осуществляться при специализации только на производстве товаров промежуточного потребления с низкой долей добавленной стоимости. К сожалению, украинская экономика с середины 90-х годов XX ст. ориентируется преимущественно на обслуживание внешнего, а не внутреннего спроса. Как следствие, внутренние цены растут быстрее, чем экспортные, а общая ситуация на внутреннем рынке ухудшается.

Коэффициент обеспеченности спроса на внутреннем рынке потребительских товаров за счет собственного производства остается в Украине на низком уровне. Прежде всего это характерно для рынков высокотехнологичных непродовольственных (бытовых) товаров. Так, в 2009 г. доля продажи продукции, произведенной предприятиями на территории Украины, в товарообороте торговой сети составила: аудио-и видеооборудования - 3,0% (в 2005 г. - 3,6); мотоциклов, мотороллеров и мопедов - 3,0 (в 2005 г. - 40,0); фотографического оборудования - 3,3 (в 2005 г. - 3,7); часов - 3,9 (в 2006 г. - 7,6); компьютерной и другой вычислительной техники - 11,7 (в 2005 г. - 22,5); электробытовых приборов - 14,8; автомобилей и автотоваров - 24,3% (в 2007 г. - 38,8).

Как известно, в структуре индекса глобальной конкурентоспособности важное место занимают такие составляющие внутреннего рынка, как эффективность и размер. Эффективный товарный рынок гарантирует, что товары будут продаваться и покупаться наилучшим образом. Его экономической основой является конкуренция (внутренняя и внешняя). По первой из двух названных составляющих международный рейтинг Украины (определяется с учетом интенсивности конкуренции на местах, уровня доминирования на рынке, результативности антимонопольной политики, продолжительности процедуры для открытия бизнеса, качества условий спроса, степени ориентированности на клиента и т.п.) в 2009-2010 гг. был равен всего лишь 109 (на 6 пунктов снизился по сравнению с 2008-2009 гг.). Сравним: Российская Федерация заняла 108-е, а Польша - 53-е место.

Дня организационно-экономического обеспечения развития конкуренции необходимо:

сократить сроки процедур, принятых в украинском законодательстве;

ввести в нормативно-правовые документы понятие "интенсивность конкуренции";

рынок потребительский товар украина

выделить среди разрешенных действий соглашения между субъектами хозяйствования по ограничениям повышения оптовых и розничных цен на социально значимых отечественных товарных рынках;

улучшить адвокатирование конкуренции, обеспечить существенно лучшую осведомленность общества и политико-экономической элиты в конкурентной политике;

усилить независимость и институциональный потенциал (в том числе правоохранительные полномочия) Антимонопольного комитета Украины;

принять меры к снижению обременительности для субъектов хозяйствования таможенных процедур, а также внешнеторговых ограничений.

Размер внутреннего рынка непосредственно влияет на уровень национальной экономики. Под размером (емкостью) рынка, как правило, понимают объем реализации товаров в течение определенного периода. Это главный параметр внутреннего рынка. На больших по емкости рынках национальные товаропроизводители могут использовать преимущества эффекта масштаба производства. Из всех составляющих индекса глобальной конкурентоспособности наивысший рейтинг в 2009-2010 гг. Украина имела именно по размеру внутреннего рынка - 30-е место (возрос на 2 пункта по сравнению с 2008-2009 гг.); 1-е место тогда заняли США, 8-е - Российская Федерация, 18-е - Польша.

Кризис 2008-2009 гг. показал очень низкую устойчивость украинского внутреннего рынка к валютно-курсовым шокам. На многих отечественных товарных рынках расширение платежеспособного спроса сопровождается ростом импорта, что в современных условиях неблагоприятно для внутреннего производства. Значительная часть населения, особенно с низкими и средними доходами, ориентируется на приобретение дешевых, но низкокачественных импортных потребительских товаров.

Ввиду высокого уровня долларизации украинской экономики структура и темпы изменения размера рынка потребительских товаров весьма зависят от динамики обменного курса гривни. Он воздействует на состояние внутреннего рынка через изменение совокупного спроса путем перераспределения доходов и активов в пользу экспортеров, а также других экономических агентов и изменения покупательной способности валютных активов. Девальвация гривни, действительно, освобождает часть отечественного внутреннего рынка от импорта. Однако соотношение объемов своих и импортных товаров - подвижное, поэтому со временем может произойти вытеснение импортерами национальных товаропроизводителей. Решающее значение здесь имеет изменение курса валюты, воздействующее на конъюнктуру через рост или снижение цен на импортные товары. Экономическая наука давно выявила тесную связь между темпами смены курса национальной валюты и динамикой импортной экспансии на внутренний рынок. В Украине ситуацию усложняет имеющийся разрыв между паритетом покупательной способности и номинальным валютным курсом гривни.

Социально-экономические процессы во многих постсоциалистических странах свидетельствуют, что при отсутствии развитого внутреннего товарообмена усиление открытости национальной экономики приводит к жесткому давлению импорта на внутренний рынок. С одной стороны, импорт расширяет выбор товаров, формирует конкуренцию местным товаропроизводителям и ограничивает их возможности повышать цены, с другой стороны, он вытесняет с рынка отечественную продукцию и выступает ретранслятором мировых инфляционных тенденций. Для ограничения отрицательных внешних воздействий важн...

Другие файлы:

Рынок потребительских товаров Украины
Тенденции изменения деловой активности в 2009-2010 гг. на внутреннем рынке отечественных потребительских товаров под действием неценовых факторов спро...

Рынок потребительских товаров в России
Характеристика рынка потребительских товаров как важнейшего из секторов рынка вообще. Анализ потребительского поведения. Размеры, структура и динамика...

Анализ рынка потребительских товаров (на примере рынка безалкогольных напитков)
На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка потребительских товаров. Сбалансированный эффективный рынок потребительск...

Качество товаров и выявление потребительских предпочтений на однородную группу товаров (мягкая мебель)
Факторы, влияющие на качество и сохранение качества товаров. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества. Дефекты и фальсификация това...

Продвижение потребительских товаров на рынок