Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущности и функции цены. Способы перераспределения доходов с помощью цены. Регулирование государством цен на железнодорожные тарифы. Льготы, субсидии, компенсации. Список должностей для выхода на льготную пенсию. Роль цены в регулировании рынка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

1. Теоретические основы цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

1.1 Сущности и функции цены

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. Цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

1. учетно-измерительная;

2. регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

3. стимулирующая;

4. перераспределительная.

1. Учетно-измерительная функция - отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в ценах на товары, услуги компаний.

2. Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения - через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.).

3. Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца - это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя - минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

4. Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

· Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру, цены на ГСМ и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве - более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

· Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС - пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз - на отдельные товары - ювелирные изделия, табачные, винно-водочные).

· Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка - физические и юридические лица, газ для бытовых нужд - городское и сельское население).

1.2 Виды тарифов

Тариф - система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого острова Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Тарифная ставка (оклад, должностной оклад) - это размер денежной выплаты (оклад, должностной оклад) в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей. (Таб.1)

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации тарифная ставка (оклад) фиксируется в трудовом договоре работника вместе с другими обязательными условиями трудового договора, такими как трудовые обязанности и так далее.

Для удобства работы работодатель может разрабатывать схемы должностных окладов, тарифные сетки, штатные расписания, в которых указываются оклады и диапазоны окладов для групп должностей (профессий) и которые используются для установления конкретному работнику оклада при заключении с работником трудового договора, а также для расчёта и выплаты работнику заработной платы. Для разработки системы окладов в организации могут использоваться различные современные методики, такие как грейдинг.

Виды тарифов:

1. Таможенный тариф

2. Транспортный тариф

3. Запретительный тариф

4. Конвенционный тариф

5. Тарифы связи

1. Таможенный тариф - инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые обязательно публикуются в Российской газете.

В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 г. №1002. С 01.01.2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и ставки ввозных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утверждённые Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) Базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

б) Преференциальные - эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок;

в) Максимальные - по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима.) Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

2. Транспортный тариф - цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта.

Другие файлы:

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций
Происходящие изменения в экономике РФ обусловлены переходом на рыночные связи и отношения. Чтобы свести к минимуму предполагаемые потери при переходе...

Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда
Определение особенностей рынка труда в Российской Федерации. Исследование общей характеристики спроса и предложения рабочей силы. Изучение уровня заня...

Параметры условий применения тарифов на внутренних воздушных линиях
Стандартные условия применения тарифов и сборов авиакомпании, перечень и порядок применения льгот, которые предоставляются авиапредприятиями. Установл...

Экономические риски в сфере государственной тарифной политики на услуги жилищно-коммунального хозяйства
Исследование экономических проблем ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Взаимосвязь процессов повышения тарифов и роста доходов...

Формирование корпоративной информационной культуры муниципальных служащих
Роль корпоративной информационной культуры в российском обществе и ее значение для муниципальных служащих. Информационные технологии в процессе подгот...