Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Этапы становления и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации, анализ его слабых и сильных сторон. Формирование экспортного потенциала страны, возникновение малых и средних ТНК в мировом хозяйстве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности формирования и функционирования малого и среднего предпринимательства в РФ
    • 1.1 Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике
    • 1.2 Этапы становления малого и среднего предпринимательства в российской экономике
    • 1.3 Состояние малого и среднего бизнеса в РФ и основные проблемы его развития
  • Глава 2. Формирование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ
    • 2.1 Роль и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах
    • 2.2 Анализ слабых и сильных сторон малого и среднего предпринимательства
    • 2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ
  • Глава 3. Повышение эффективности малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономических связях
    • 3.1 Формирование малых и средних ТНК в мировом хозяйстве
    • 3.2 Формирование экспортного потенциала и совершенствование механизма государственного регулирования экспортной деятельности малого и среднего бизнеса в России
    • 3.3 Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Приложение
    • Введение
    • Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной экономике. Достаточно сказать, что его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, если мы хотим добиться успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.
    • Другой стороной актуальности темы является новая фаза развития экономики России, заканчивающей основные рыночные преобразования и пытающейся встать на путь устойчивого экономического роста. Важнейшим условием такого роста является интенсификация развития небольших предприятий как внутри национальной экономики, так и во внешнеэкономической сфере. С каждым годом сокращается "теневой" сектор хозяйственной деятельности в стране. Мелкие предприятия "осваивают" законные пути производственной деятельности, осуществления внешнеэкономических операций.
    • Название темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что роль малого и среднего предпринимательства в экономике любой страны огромна, однако в России занимает скромное место, несмотря на то, что возможности для его развития у нас имеются, есть и осознание необходимости его развития.
    • В последнее время все большее количество малых и средних предприятий России начинает рассматривать внешнеэкономическую деятельность (в том числе и экспорт) как стратегическую альтернативу развития бизнеса, которая поможет им стать еще более конкурентоспособными (в том числе, и на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения.
    • Соответственно целью выпускной квалификационной работы является определить роль малого и среднего предпринимательства в экономике, выяснить возможность малых и средних предприятий России стать эффективными участниками международных рынков и проанализировать достаточно ли у них потенциала и ресурсов для этого.
    • Главным объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса, ведущие внешнеэкономическую деятельность, как субъекты регионального, национального и мирового хозяйства, а предметом исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления деятельностью малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономические и внешнеторговые операции.
    • Практическая значимость работы состоит в создании выводов и практических рекомендаций по созданию малых и средних компаний, которые могут быть использованы российскими предпринимателями в практической деятельности во внешнеэкономической сфере, в законодательной базе, а также в учебном процессе по вопросам малого и среднего предпринимательства.
    • Методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов, в которых рассматриваются современные тенденции развития мирового хозяйства, международных экономических отношений, предпринимательства. Так, в работе Горфинкеля В.Я. описываются основы предпринимательства, его современные виды и формы, показаны порядок организации и развития собственного дела, предпринимательская деятельность малого предприятия, рассматриваются управление финансами, налогообложение предпринимательской деятельности, а также раскрываются вопросы управления персоналом, рынка и оплаты труда, инновационной и инвестиционной деятельности предпринимательской организации, индивидуальной деятельности предпринимателя. Были изучены работы отечественных ученых: О.Ю. Акимова, Е.П. Губина, Е.Н. Калиниченко, С.С. Кравцова, М.Г. Лапусты, П.Г. Лахно, П.В. Нарукова, Г.Б. Поляка, В.А. Рубе, Ю. Л. Старостина, Л.Е. Стровского, Е.В. Старовойтовой и др. Были проанализированы законодательные и нормативные акты, а также состояние малого и среднего предпринимательства таких стран, как США, Канады, Японии, Германии, Великобритании и России и др.
    • Большую помощь в написании работы оказали аналитические справочники, издания Ресурсного Центра малого предпринимательства, Аналитика малого предпринимательства.
    • В качестве информационной базы использовались материалы зарубежных и отечественных статистических справочников и ежегодных изданий, материалы ЕБРР, доклады ОЭСР, статьи в российской и зарубежной периодической печати, сайты Интернет, Российский статистический ежегодник, Евростат, Информационно-издательский центр "Статистика России".
    • Хронологическими рамками исследования является период с 8 августа 1990 года как точки отсчета современной истории малого и среднего предпринимательства в России, когда в Постановлении Совмина СССР было сказано: "Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса", по сегодняшний день, когда в сложных кризисных условиях малое и среднее предпринимательство является надеждой на стабильное развитие национальной и мировой экономики.
    • Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
    • Во введении обосновываются актуальность, практическая значимость темы, определяются цель и задачи исследования, его структура, хронологические рамки анализа, дается краткий обзор использованных источников и литературы.
    • В первой главе рассматривается понятие и роль малого и среднего предпринимательства, этапы его становления в России, состояние этого сектора экономики и его основные проблемы на современном этапе развития.
    • Во второй главе анализируются основы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере таких стран, как США, Япония, Германия, Великобритании, характеризуются слабые и сильные стороны малого и среднего предпринимательства, первые из которых являются основой для создания эффективной государственной поддержки.
    • В третьей главе, опираясь на теоретические данные первой главы и аналитические данные второй, выявляются особенности экспортного потенциала малого и среднего бизнеса в современной России и оцениваются перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий, а также рассматривается такой феномен, как малые и средние ТНК (МТНК), возникший как результат влияния глобализации, интернационализации и интеграции на малое и среднее предпринимательство.
    • В заключении приводятся выводы, к которым пришел автор при рассмотрении роли малого и среднего предпринимательства в экономике и внешнеэкономических связях России, главным из которых является то, что российский малый и средний бизнес, безусловно, обладает экспортным потенциалом для проведения эффективной внешнеэкономической деятельности. И он не только в наукоемких изделиях инновационных предприятий, хотя в настоящее время именно это направление необходимо обеспечить поддержкой государства.
    • Глава 1. Особенности формирования и функционирования малого и среднего предпринимательства в РФ

1.1 Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике

Мировая история свидетельствует, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой составляющей развитой системы хозяйствования. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности, в Законе Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" сказано, что предпринимательство -- это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. В России, в отличие от мно...

Другие файлы:

Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Сущность малых предприятий в экономике государства. Перспективы развития малого предпринимательства. Анализ проблем развития малых предприятий в Росси...

Стратегический менеджмент малых и средних предприятий.
Пер. с англ. - М.: 2005. — 400 с. (сер. "Зарубежный учебник") Деятельностью малых предприятий, как правило, руководят их владель...

Роль малых предприятий в экономике России
Сущность малого бизнеса и его роль в экономике России. Анализ его отраслевой и региональной структуры; проблемы развития и выявление путей повышения э...

Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт
Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых и средних предприятий (МСП) в национальной экономике. Они способствуют борьбе с...

Экономика малого и среднего бизнеса
Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса. Роль предпринимательства в экономике цивилизованных рыночных стран. Рост средних и малых пред...