Роль государства в развитии занятости населения Российской Федерации
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие занятости населения
1.2 Государственная политика занятости населения
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1 Рынок труда и занятость населения РФ
2.2 Регулирование занятости населения в РФ
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одна из наиболее важных социально-экономических задач -- это создание условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.
Реализация государственной политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных; создание условий со стороны государства для самозанятости населения; поощрение территориальной мобильности рабочей силы; регулирование международных потоков рабочей силы.
Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, основными формами которого являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.
Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, выстраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем занятости населения РФ и рекомендаций по их решению.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) рассмотреть теорию вопроса занятости населения и его качественное содержание. Охарактеризовать направление государственное политики в решении проблемы занятости населения;
2) охарактеризовать уровень и состояние занятости населения в РФ и роль государства в регулировании и решении проблем занятости.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие занятости населения
Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) [13, с. 159].
Занятость населения -- это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость -- это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.
Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию работы является безработица.
Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2003 г.) категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат с мая 1993 г. [2, ст. 3] Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.
По методологии Международной организации труда, занятые -- это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
2) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;
3) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.
Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.
Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые -- это граждане:
1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
Сравнение категории «занятые» [13, с. 161] в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.
Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в Российской Федерации к занятым, а другая -- к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.
Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно -- люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности -- дневного обучения -- они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.
Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета...
Занятость населения в Российской Федерации: сущность и особенности государственного регулирования
Эффективность и проблемы занятости населения. Основные виды трудоустроенности. Роль государства в регулировании занятости населения. Причины, формы и...
О занятости населения в Российской Федерации
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гаран...
Социальное моделирование и прогнозирование по проблеме занятости населения
Политика государства на рынке труда. Исследование динамики занятости населения в Российской Федерации и Омском регионе. Изучение демографических, экон...
Формирование средств фонда занятости
Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Ф...
Занятость в Российской Федерации
Методология трудовых ресурсов и рынок труда, содержание, формы и принципы их организации. Особенности управления занятостью населения в Российской Фед...