Реструктуризация и финансовое оздоровление предприятий
Краткое сожержание материала:
51
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Инструменты антикризисного управления……………………………………...4
1.1. Антикризисная программа………………………………………………...4
1.2. Реструктуризация…………………………………………………………..9
2. Типы организационных структур………………………………………………20
2.1. Понятие и принципы построения организационных структур……….23
2. Финансовое оздоровление предприятий……………………………………….25
2.1. Модели восстановления неплатежеспособности…………………….…28
2.2. План финансового оздоровления………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………………………...51
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
Объектом исследования являются инструменты антикризисного управления, система механизмов по финансовой стабилизации предприятия,модели восстановления платежеспособности, а также иммитационные модели управления по бизнес-процессам и реструктуризации, опыты функционирования предприятий в России.
Цель исследования: изучить методические и законодательные основы, инструменты и механизмы, опыты осуществления антикризисного управления в современных экономических условиях хозяйствования.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники, правительственные документы и накопленный опыт по реструктуризации предприятий в условиях переходной экономики в России.
Рассмотреть существующие существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности.
1. Инструменты антикризисного управления.
1.1. Антикризисная программа.
Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность ком-паниями реализуется посредством разработки и осуществления ком-плексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое анти-кризисное управление обретает четко выраженное единство задач и спо-собов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показа-телей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
При разработке и реализации антикризисных программ важно обра-щать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использова-ние выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение прира-щения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.
Поскольку научных и практических разработок антикризисных про-грамм компаний недостаточно, приходится ориентировать-ся на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при опре-делении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показа-телей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предпри-ятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженно-сти, обеспеченности собственными средствами, существующих и воз-можных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет вы-явить причины кризисного состояния, наме-тить способы его преодоления.
Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает так-же определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
Аккерман Ш., Свирщевская А., "Азбука M&A"//"Рынок ценных бумаг", №6, 1998 г.
Традиционно в комплексных социально-экономических программах на первом месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурен-тоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
Поэтому в антикризисных программах целесообразен раздел по мар-кетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна пред-ложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.
Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производ-ства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вы-звано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских креди-тов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от про-дажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, ино-странных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать сле-дующие выводы:
попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководи-телей применять антикризисные меры управления;
антикризисное поведение предприятий зачастую противопо-ложно тем действиям, которые эффективны в условиях экономичес-кого роста или стабилизации экономики;
в промышленности стихийно формируются различные анти-кризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изу-чить, признать и сознательно использовать на практике.
Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится завод имени И.А.Ли-хачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
развитие маркетинговой службы предприятия, способной обес-печить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.
Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки территории предприятия, преду-смотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями.
Кроме того, Правительство Москвы:
установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производства;
разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компен-сационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании оптимальных схем погашения кредиторской и деби-торской задолженности;
утвердило программы мероприятий по передаче объектов со-циальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и рекламной поддержке.
Баев С. "Как проникнуть на рынок Cеверо-Запада"//"Рынок ценных бумаг", №8, 1998 г.
В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются кредитные ресурсы, которые аккумулируются во вне-бюджетном фонде финансовой поддержки промышленности регио-на и выдаются предприятиям с компенсацией части про...
Реструктуризация и санация (финансовое оздоровление) предприятия (организации)
Структурная перестройка экономики предприятия, планирование и эффективность реструктуризации субъектов хозяйствования. Санация (финансовое оздоровлени...
Реструктуризация и санация финансовое оздоровление предприятия организации
Финансовое оздоровление предприятий
Особенности финансовое оздоровление предприятий
Финансовое оздоровление на предприятии жилищно-коммунального хозяйства
Этапы разработки программ финансового оздоровления. Оперативная и стратегическая реструктуризация для обновления предприятия. Анализ хозяйственно-фина...