Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Разработка экономического обоснования расчета сбытовой надбавки (на примере ОАО "Красноярскэнергосбыт")

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Структура розничного рынка электрической энергии, принципы и направления государственного регулирования цен на нем, гарантирующий поставщик как главный субъект. Характеристика сбытовой деятельности гарантирующего поставщика, ее экономическое обоснование.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Закончился переходный период реформирования электроэнергетики.

По итогам реформы электроэнергетики сбыт электроэнергии стал конкурентным видом деятельности. В России насчитывается более 1000 энергосбытовых компаний. Сбытовой деятельностью занимаются гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации в неценовых и технологически изолированных зонах, управляющие компании в части обслуживания граждан. Зачастую крупные потребители создают собственные независимые сбытовые компании.

В России 25% энергосбытового рынка принадлежит крупным холдингам, остальное - средним и мелким сбытовым компаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» российский потребитель электроэнергии вправе выбрать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные для него условия, и это является показателем наличия конкуренция в данном сегменте. Кроме того, крупный потребитель при соответствии требованиям оптового рынка может стать субъектом оптового рынка и покупать электроэнергию там.

В свою очередь, энергосбытовые компании с целью удержать потребителя предлагают выгодные условия, разрабатывают интересные предложения, стремятся повышать качество обслуживания, удобство платы, разъясняют особенности цено- и тарифообразования, пытаются предоставить максимум услуг для потребителя.

Ключевым звеном в цепочке между производством, поставкой электрической энергии и потребителем, являются гарантирующие поставщики - энергосбытовые организации, обязанные заключать договоры на энергоснабжение с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах их зон деятельности.

Именно гарантирующие поставщики являются для потребителей «лицом»

электроэнергетики. Там, где работа с потребителями ведется плохо и некачественно, у них складывается негативное представление об отрасли в целом. В условиях конкуренции, услуги гарантирующих поставщиков должны подразумевать не просто покупку электрической энергии для клиентов, но и комплексное решение задач по повышению энергоэффективности их бизнеса: снижение затрат на энергоресурсы, техническую поддержку систем энергоснабжения, внедрение современных энергосберегающих технологий. Работы по биллингу, по открытию новых центров обслуживания клиентов очень важны как для качественного обслуживания потребителей гарантирующими поставщиками, так и для собираемости платежей.

Одним из серьезнейших препятствий в реализации данным программ развития энергосбытовой деятельности в России, улучшения качества обслуживания потребителей стала низкая (на уровне 2-4%) сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков, которая устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Размер сбытовой надбавки недостаточен по отношению к объему необходимой выручки для покрытия расходов гарантирующих поставщиков. К сожалению, в сбытовой надбавке крайне редко учитываются средства на инвестиционные программы, за счет которых должны проводиться работы по оптимизации обслуживания потребителей.

Особенно актуальна проблема установления справедливого уровня сытовой надбавки сейчас, когда с вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» отменены как норма о штрафах за недобор электрической энергии для потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВ·А, так и с 1 апреля 2012 года порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности, что предполагает снижение конечных цен на электрическую энергию за счет ограничения доходов энергосбытовых организаций.

Поскольку гарантирующие поставщики выполняют важную социальную функцию, отвечая за надежное энергоснабжение перед потребителями, необходимо, чтобы сбытовая надбавка обеспечивала определенный уровень доходности для акционеров и позволяла осуществлять инвестиции в повышение качества обслуживания.

Еще одним препятствием на пути развития конкурентных механизмов на рынке являлась недифференцированная сбытовая надбавка. Приказом ФСТ России от 29.12.2010 № 498-э/1 внесены изменения в Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые установили дифференциацию сбытовых надбавок в зависимости от категории потребителей. Впервые дифференцированные сбытовые надбавки были установлены на период регулирования 2012 года.

Целью дипломного проекта является разработка экономического обоснования расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Красноярскэнергосбыт».

Для реализации цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:

- обосновать расходы гарантирующего поставщика на осуществление энергосбытовой деятельности;

- выяснить, обеспечивает ли установленная сбытовая надбавка экономически обоснованную стоимость обслуживания потребителей;

- оценить влияние дифференциации сбытовой надбавки на стоимость электрической энергии для потребителя;

- выявить достоинства и недостатки действующей методики по расчету сбытовых надбавок.

1. Особенности розничного рынка электрической энергии России

1.1 Структура розничного рынка электрической энергии

В настоящее время электроэнергия как особый вид товара реализуется на двух рынках: оптовом и розничном.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) представляет собой сферу ее обращения в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе его правил, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Розничные рынки электрической энергии представляют собой сферу ее обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. Хотя это определение не устанавливает территориальных границ, фактически розничные рынки электрической энергии в РФ функционируют по региональному принципу - на территории каждого субъекта Федерации. Так в соответствии с административно-территориальным устройством страны сложились унаследованные действующими сейчас сбытовыми компаниями сферы деятельности энергетических компаний в дореформенной электроэнергетике, по такому принципу распределены юрисдикции субъектов Федерации, в том числе по регулированию розничных рынков электроэнергии.

Эффективная организация розничного рынка имеет огромное значение для функционирования и развития электроэнергетической отрасли. На розничном рынке осуществляется значительная часть потребления электроэнергии и, соответственно, платежей. Организация взаимосвязи между потребителями и производителями электроэнергии является одним из основных элементов розничного рынка и оказывает существенное влияние на эффективность функционирования электроэнергетической отрасли, а также на формирование адекватных сигналов для её дальнейшего развития.

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Субъектами розничных рынков электрической энергии являются:

- потребители электрической энергии;

- гарантирующие поставщики;

- энергосбытовые организации;

- производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке, осуществляющие продажу электрической энергии на розничном рынке;

- исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

- сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

- системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

На розничных рынках действует большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками, конкурирующими между собой. Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируется государством. Потребитель, в свою очередь, может выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном регионе России.

Существующее разделение потребителей по группам:

1 группа - базовые потребители.

Базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.

Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте РФ производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом пр...

Другие файлы:

Надбавки к ценам и их особенности
Торговая надбавка на предприятии, ее функции, сущность и методы расчета. Надбавки посредников в цене товара. Экономическое содержание и способы опреде...

Разработка финансовой стратегии ОАО "Красноярскэнергосбыт"
Организационно-экономическая характеристика ОАО "Красноярскэнергосбыт". Методики, используемые при разработке финансовых стратегий. Базовые показатели...

Разработка сбытовой политики коммерческого предприятия на примере ООО ТД "Дойч-Авто"
Теоретические основы сбытовой деятельности на коммерческом предприятии. Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности. Коммерческая деятельно...

Разработка концепции проекта
Понятия управления проектами. Разработка предварительного технико-экономического обоснования с использованием MS Exel. Структура и порядок расчетов пр...

Совершенствование сбытовой деятельности организации
Эффективность сбытовой деятельности в розничной сети и разработка мероприятий по её повышению на примере розничной сети "Боди-Мастер" в г. Барнауле. В...