Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Социально-экономическая модель государственного устройства Платона. Аристотель как автор первой экономической концепции. Особенности экономических трудов римских писателей-аграриев. Экономические изыскания Фомы Аквинского, высокое значение его работ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«История экономических учений»

на тему:

"Развитие экономической мысли античного и средневекового общества"

Введение

Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. В жизнедеятельности современного социума экономические дисциплины во всем своем многообразии имеют первостепенное значение, выделяясь в отдельную обширную сферу научного знания.

Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Вавилона, Древнего Китая, Древней Греции и Рима. Несмотря на то, что попытки осмысления явлений и форм экономической деятельности в древности носили непоследовательный, фрагментарный характер, научные изыскания ученых античности оказали неоспоримое, существенное влияние на развитие и формирование западной экономической мысли.

Более двух тысячелетий назад научное знание не являлось дифференцированным, существуя в виде единого информационного поля.

По мнению ряда современных историков, философия как область приложения научного потенциала занимала приоритетное место в культурной жизни античности в силу ментальных особенностей жителей Древней Эллады, определяемых особой системой государственного устройства. Так или иначе, философия, являясь средством познания и осмысления мира, объединяла в себе различные формы знания: от постулатов атомной физики до создания прогрессивных социально-экономических моделей. Именно в рамках философии возникли и получили развитие первые социально-экономические концепции и теории. Поскольку экономика не выступала в глазах ученых античности как самостоятельная отрасль научного знания, анализ и осмысление хозяйственной деятельности были вплетены в общую ткань рассуждений об основах нравственности и морали, сути бытия и сознания, бессмертия и счастья.

Средневековая западноевропейская экономическая мысль испытывала сильное влияние античности. В средние века, в условиях диктата католической церкви, достижения античных ученых в области философии (применительно к экономике) были пересмотрены с позиции религиозных догм католицизма. Одной из основных проблем в сфере изучения экономики в средневековье стало противоречие между христианской этикой и экономическими реалиями, снятое монахом доминиканского ордена, выдающимся теологом Фомой Аквинским.

1. Анализ экономической мысли античного общества

1.1 Социально-экономическая модель государственного устройства Платона

Одним из наиболее выдающихся философов Древней Греции, является Платон (428-347 до н.э.), привнесший значительный вклад в развитие многих отраслей человеческого знания.

Живший в IV веке до нашей эры Платон стал свидетелем глубокого кризиса и упадка полисной системы Древней Эллады. Эволюция форм хозяйственной деятельности в сторону преобладания крупного землевладения, развитие и усложнение товарно-денежных отношений, усиление имущественных контрастов в обществе подрывает устои полиса, базисом которого являются мелкое и среднее землевладение, натуральные формы хозяйствования. Дальнейшему упадку полиса как оригинальной системы государственного устройства способствовало стремление Афин превратить своих союзников в подданных, ограничение свободы их торговли, увеличение числа податей, взимаемых с импортируемых товаров, борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции, приведшая к кровопролитной Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.). Поражение Афин в войне со всей очевидностью обнажило дальнейшую нежизнеспособность полисной системы государственного устройства. В создавшихся условиях кризиса «полисной демократии» как основы государственной стабильности Древней Эллады Платон создает социально-экономическую концепцию «нового» (или «идеального») государства, нашедшую отражение в двух проектах - «Государство» и «Законы».

Главным пороком любого государственного образования Платон считает отсутствие единства, выделяя в любой стране, при любой форме правления два внутренних «государства» - богатых и бедных. Указанное неравенство неистребимо, так как коренится в природе людей, обладающих различными способностями и талантами. Из указанного положения Платон делает вывод, что каждый человек от природы приспособлен к выполнению одного дела и должен заниматься только им, что при меньших затратах человеческих сил приведет к увеличению количества производимой продукции. По мнению Платона, «работник приспосабливается к делу, а не дело к работнику». Проананализированный с точки зрения потребительской стоимости принцип разделении труда был положен философом в основу его концепции «идеального государства». Данное положение позволило Платону выделить три основных сословия, из которых должно состоять государство: правители (философы), стражи (воины) и чернь (земледельцы, ремесленники и торговцы). Именно разделение труда связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей каждого отдельно взятого человека. Платон подчеркивает особо важную роль аристократического сословия философов и сословия воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления «идеального государства», не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством. Их материальное обеспечение, по уравнительному принципу, должно стать общественным. Платон предлагал философам и стражам полностью отказаться от собственности, жить в лагерях, совместно питаться, не иметь индивидуальных жен. Производство всех благ ложилось на плечи «третьего сословия», обладающего и распоряжающегося собственностью. Рабы приравнивались к собственности свободных граждан.

В указанной концепции «идеального государства» Платон уделяет особое внимание роли торговли и денег, подчеркивая необходимость торговли как механизма, обсуживающего разделение труда между городом и деревней. По мнению Платона, деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения, т.е. необходимы исключительно для обмена. Платон выступает против торговли в кредит, что позволяет отметить отрицание философом использования денег как средства платежа.

В целом, анализ первой модели государства Платона позволяет увидеть присущий философу антидемократизм (демократия - «анархический», «испорченный строй»), стремление к реставрации олигархических порядков V века до н.э. Также необходимо отметить, что Платон отстаивал необходимость сохранения натуральных форм хозяйственных отношений и считал рабовладение неотъемлемой составляющей современного ему общества.

В условиях значительного влияния крупной земельной аристократии в греческом обществе оригинальный проект Платона не мог найти признания - слишком утопичной являлась мысль о полном отказе от собственности. Именно поэтому Платон создает обновленную, усовершенствованную модель «идеального государства», описывая её в фундаментальном труде «Законы». Обновленная модель государства содержит развернутую аргументацию в части осуждения ростовщичества; обоснование ведущей роли земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Особое внимание уделяется аппарату управления, т.е. гражданам высших сословий, которые, согласно новой модели, будут наделены правом владения и пользования, предоставляемым им по жребию государственным домом и наделом (неполное право собственности). Также проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан разнилась не более чем в четыре раза.

В работе «Законы» Платон детализирует принципы организации новых городов, находящихся в центре государственных образований (аналог полисной системы), строго определяя даже их географическое положение - «16 километров от морского побережья», «местность скорее гористая, нежели равнинная». Территория «государств» должна быть разделена на 12 равноценных по экономической значимости частей. Платон определяет точное количество хозяйств, обеспеченных земельными наделами - 5070, указывая на неизменность числа и величины наделов. При условии, что верховный собственник земли - государство, хозяйствующие субъекты вправе передавать землю по наследству одному из сыновей. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена.

В условиях развития торговли, занимающей все более значительное место в жизни общества, выходящей за пределы Эллады, Платон уделяет внимание и регламентации товарно-денежных отношений. По мнению философа, граждане не должны владеть драгоценными металлами, но для внутреннего обращения предполагались монеты государственного образца. Платон продолжал отрицать ростовщичество, покупку товаров в кредит. В целом, признавая мелкую торговлю необходимой, Платон рекомендовал полностью поставить её под контроль государства, устанавливая пределы колебания цен, списки импортируемых и экспортируемых товаров.

«Законы» Платона, являясь усовершенствованной моделью «идеального государства», по ряду позиций представляли собой компромисс между консервативными взглядами философа и все более усложнявшейся экономической активностью общества.

В целом, анализируя соц...

Другие файлы:

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества
Общая характеристика тенденции зарождения и становления экономической мысли античного мира и Средневековья. Изложение взглядов древнегреческих мыслите...

Развитие экономической мысли классического средневековья
После падения Римской империи (V ст.) начинается так называемая пор средневековья, которое длится вплоть до XVII ст. Экономика этого периода была преи...

История экономических учений
В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классиче...

История экономических учений.
М.: Инфра-М, 2008. — 271 с. В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока...

Из истории античного общества. Выпуск 3
Сборник рассчитан на историков античного общества, преподавателей средней и высшей школы....