Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Радикальные реформы 90-х годов

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Характеристика социально-экономического положения России после распада Советского Союза. Радикальные и экономические реформы 1990-х годов. Центральные идеи "шоковой терапии" – модели резкого перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

Реферат

По дисциплине: «Экономические реформы»

На тему: «Радикальные реформы 90-х годов»

Челябинск 2011

Содержание

Введение

1. Радикальные и экономические реформы 90-х годов

2. Показатели первых реформ

3. Итоги

Заключение

Список литературы

Введение

На конце XX века, наша страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни нашего общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР. В течение считанных месяцев исчез с политических карт СССР - в страну хлынул поток зарубежных товаров, книг, фильмов, сект, понятий, стандартов; властями были провозглашены успешно зарекомендовавшие себя на Западе принципы демократии, свободы личности, разрешена частная собственность на средства производства. В 1991, после шести лет «перестройки» был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии. Советское государство, сколоченное большевиками на гигантских просторах Росси, к середине 80-х годов стало давать одну трещину за другой, игнорировать которые было невозможно.

Первыми попытками отвратить падение режима стала борьба с коррупцией в рядах высшей и средней партийной номенклатуры, Но если бы все заключалось в существовании, таких как Рашидов, Медунов, Чурбанов, Щелоков, Гришин, то это было бы полбеды, но пагубна была вся система - неэффективная командно-административная экономика, лживая и утопичная идеология, полное отсутствие вразумительной национальной политики в многонациональном государстве. Таким образом, необходимость коренного реформирования не то, что назрела - она была жизненно необходима. Можно выделить два типа выхода государства из коммунистического тупика. Условно их можно назвать китайским и польским. К первому относится постепенный, плавный переход к многоукладной экономике, поддержка малого и среднего бизнеса, широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости (официально) коммунистической идеологии. Ко второму типу относится проведение так называемой "шоковой терапии" - либерализация цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательство государства в экономику, стимулирование развития прослойки мелких собственников на фоне отказа от старой идеологии, всеобщей демократизации и провозглашения, основных прав и свобод граждан.

По какому же пути суждено было идти СССР? Режимом был сделан достаточно загадочный выбор под названием "Перестройка". На фоне повсеместной гласности и плюрализма мнений, переосмысления прошлого и прекращения гонений на церковь, отмены 6 ст. Конституции и проведения первых, можно сказать демократических выборов в Советы различных уровней, то есть огромных сдвигов в общественно-политической жизни страны и в то же время полная стагнация относительно реального реформирования задыхающейся экономики.

Мифические реформы народного хозяйства СССР второй половины 80-х годов трудно переоценить. Наверное, через некоторое время историки откроют, что скрывалось за туманными речами и отсутствием конкретных дел в реформировании экономики (исключение составляет лишь беспрецедентная антиалкогольная реформа) генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. То ли неспособность или боязнь предпринимать радикальные решения, может быть непонимание всей серьезности состояние дел на 1/6 части суши, а может быть было задумано создание некоего буферного промежутка во время, которого правящая элита смогла бы беспрепятственно перекачать награбленные в течение 70 лет богатства из партийных касс на личные счета, как в зарубежные банки, так и на создание собственных банков в стране и успешном участии в приватизации. Изначально заложенный при основании СССР, принцип национально-территориального деления (создание, никогда ранее не существовавших республик - Казахская, Белорусская, образования в Средней Азии) при котором республиканская партийная элита всячески пыталась выйти из-под опеки Москвы, отсутствие действенных попыток по реанимации экономики и ряд других причин обусловили распад Советского Союза. После августовского путча 1991 года, подписания Беловежских соглашений лидерами трех славянских республик и дальнейшего присоединения к ним большинства остальных не стало СССР. Союз распался на 15 суверенных государств. В результате разрыва хозяйственных связей, введения новых валют, таможенных пошлин и ограничений, увеличения расходов на управление усугубился экономический кризис.

Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозначную оценку у населения. В стране назревал раскол общества и духовный кризис. Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР.

25 миллионов русских остались за пределами России. Территории, освоенные нашими предками, и считавшиеся неотъемлемой частью нашей родины почему-то оказались за пределами границ РФ (Крым, северный Казахстан). К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств. Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО - организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России.

Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему, а вызывают чувство неполноценности и досады за свою страну.

1. Радикальные и экономические реформы 1990-х г.

Важным вопросом для России начала 90-х был, выбор формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма -- президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась.

Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения - "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента. В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту. На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции. Проект получил одобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства становился Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально...

Другие файлы:

Великие реформы 60-70-х годов XIX века. Александр II
Александр II до коронации и в первые годы царствования. Великие реформы 1863-1874 годов. Необходимость реформ. Отмена крепостного права. Земская, горо...

Отечественная история
Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Александра Николаевича Романова. Истоки, сущность, предпосылки и последствия Первой русской революции...

Исследование губернской реформы 1708-1715 годов
Предпосылки, характеристика, основное содержание и итоги губернской реформы 1708-1715 годов. Традиции и практика администрирования территорий. Появлен...

Налоговая реформа 1930-1932 годов в СССР
Предпосылки к проведению налоговой реформы в СССР. Основные варианты реконструкции платежей социалистических предприятий и хозяйственных организаций в...

Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 год