Проблемы регулирования муниципального рынка труда на примере Иркутской области
Краткое сожержание материала:
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО РЫНКА ТРУДА
- 1.1 Социально-экономический аспект трудовой миграции
- 1.2 Государственное регулирование формирования и развития рынка труда в Российской Федерации
- 1.3 Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
- 2.1 Анализ рынка труда Иркутской области
- 2.2 Характеристика трудовых миграционных процессов в Иркутской области
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ МИГРАНТОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
- 3.1 Обоснование необходимости повышения регулируемости трудовых миграционных процессов в Иркутской области
- 3.2 Проект создания Центра по трудоустройству мигрантов в Иркутской области. Расчет эффективности
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Введение
- В настоящее время миграционный рынок труда рассматривается как государственная социально-экономическая система, в которой государству отводится определяющая и нормативно-регулирующая роль, как в настоя-щем, так и в будущем. Следовательно, эффективное регулирование миграционного рынка труда становится действенным рычагом к ускорению социально-экономического развития страны.
- Оптимальная стратегия регулирования миграционных трудовых ресурсов требует аналитического осмысления, оценки, анализа и прогноза ее развития. А также формирования концептуальных подходов к региональному управлению миграционным рынком труда. Все вышеуказанные положения делают тему дипломной работы актуальной и интересной для исследования.
- Предметом работы является миграционный рынок труда.
- Цель дипломного проекта состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального миграционного рынка труда.
- Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- - Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- - Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- - Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.
- - Провести анализ демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на областном уровне.
- - Провести анализ развития трудовых миграционных процессов в Иркутской области.
- - Провести исследования формирования системы регулирования миграционным рынком труда на федеральном и региональном уровне.
- - Разработать рекомендации по регулированию миграционного рынка труда на региональном уровне.
- Исходя из постановки проблемы исследования, структурно дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
- В первой главе раскрываются теоретические основы формирования миграционного рынка труда, социально-экономический аспект трудовой миграции, а также рассматриваются некоторые подходы к формированию системы государственного регулирования миграционного рынка труда.
- Во второй главе проводится анализ состояния миграционного рынка труда области на основании демографической структуры населения, территориального распределения трудовой миграции, в разрезе этнической принадлежности трудовых мигрантов. Дается характеристика рынка труда Иркутской области в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа и исследование проблем регулирования миграционного рынка труда Иркутской области.
- В третьей главе предлагаются меры для усиления управленческого воздействия органов власти и управления на трудовую миграцию в Иркутской области. В частности предлагается создание регионального Центра по трудоустройству мигрантов.
- В заключении формулируются основные предложения и рекомендации, полученные в процессе проведенных исследований, и дается итоговая оценка проделанной работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО РЫНКА ТРУДА
1.1 Социально-экономический аспект трудовой миграции
Проблема обеспечения защиты трудящихся мигрантов и эмигрантов имеет много аспектов и охватывает целый ряд участников, институтов и механизмов. Она, как правило, охватывает предоставление пособий по социальному обеспечению для покрытия расходов, связанных с такими непредвиденными обстоятельствами, как заболевания, потеря трудоспособности, пожилой возраст, материнство и безработица; защита от производственных рисков; равенство доступа к занятости и защита от дискриминации; защита от факторов, связанных с отсутствием гарантированных занятости и доходов. Такие виды защиты могут быть связаны или не связаны с трудовыми отношениями, и они могут изменяться со временем. Реальность такова, что в мире лишь незначительная часть иностранной рабочей силы в полной мере обеспечена этими видами защиты.
При обсуждении всех аспектов проблемы защиты иностранной рабочей силы возникает широкий круг вопросов, которые необходимо понять и решать в более широком контексте изменений на рынке труда и в системе организации труда. Характер и темпы изменений в мире труда оказывали и продолжают оказывать глубокое воздействие на трудовые отношения. Изменились виды занятости, расширилась сфера охвата трудовых договоров, и возросло число их разновидностей, и получили широкое распространение новые формы труда, открывающие новые возможности и создающие новые риски. Эти изменения оказывают непосредственное влияние на занятость и рынки труда и ставят под сомнение традиционные концепции и прежние устоявшиеся понятия. Зачастую они открывают новые возможности для трудоустройства иностранной рабочей силы и обеспечивают большую гибкость, как работодателям, так и трудящимся. Ставятся под сомнение понятия гарантии и защиты занятости, лежащие в основе трудовых отношений, по мере того, как все большее распространение получают альтернативные понятия независимого труда и различных форм самостоятельной занятости. В течение многих лет принимаются и применяются законы, положения и коллективные договоры, связывающие защиту иностранной рабочей силы с трудовыми отношениями.
Трудовые отношения, как бы они ни определялись в конкретном национальном контексте, являются универсальным понятием, создающим правовую связь между лицом, которое называется "наемным работником" (часто именуемым "трудящимся") и другим лицом, которое называется "работодателем". Для работодателя наемный работник выполняет работу или предоставляет услуги на определенных условиях в обмен на вознаграждение.
Получающее все большее распространение явление, связанное трудом зависимых трудящихся - иностранной рабочей силы, у которых отсутствует защита в сфере трудовых отношений из-за действия одного или сочетания следующих факторов:
- сфера применения законодательства является слишком узкой или трактуется слишком узко;
- законодательство сформулировано плохо или неопределенно, так что сфера его применения остается неясной;
- трудовые отношения имеют скрытый характер;
- трудовые отношения объективно носят неопределенный характер, вызывающий сомнения в отношении того, существуют ли, в действительности, трудовые отношения;
- трудовые отношения, очевидно, существуют, однако неясно, кто является работодателем, какими правами обладают трудящиеся и кто несет за них ответственность;
- не обеспечивается соблюдение и применение законодательства.
На основании результатов национальных исследований, [17] можно утверждать, что эти явления становятся все более распространенными и что они служат факторами, способствующими снижению уровня гарантий и росту масштабов нищеты. Они могут также оказывать отрицательное воздействие на конкурентоспособность и жизнеспособность предприятий. Они ставят под сомнение актуальность трудового законодательства на национальном и международном уровнях и прямо подрывают систему защиты зависимых трудящихся, которые фактически являются наемными работниками. Защита, которую обеспечивает трудовое законодательство, каким бы всеобъемлющим оно ни было, уже больше не предоставляется в том случае, когда зависимого трудящегося нельзя признать в качестве наемного работника либо из-за неправильно сформулированного законодательства, либо из-за того, что не обеспечивается его соблюдение или применение. При рассмотрении сферы трудовых отношений возникают отдельные вопросы, касающиеся труда в условиях неформальной экономики. Порой весьма трудно определить, существуют ли трудовые отношения, или установить границы между зависимой и самостоятельной трудовой деятельностью. Отсутствие защиты у зависимых работников в неформальной экономике приводит к возникновению как социальных, так и экономических проблем.
Исторически трудовая миграция в России характеризовалась двумя основными доминантами: движением населения из сельской местности в городскую местность и переселением из западных районов в северные и восточные регионы страны.
Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации обусловлены в первую очередь распадом СССР, глобальными политическими и социально-экономическими переменами. Значительное влияние также имеют изменившаяся геополитическая ситуация в мировом сообществе и принципиально иное место...
Проблемы рынка труда
Понятие и содержание рынка труда, его компоненты и роль для конкурентоспособности страны. Механизм функционирования и методы регулирования рынка труда...
Рынок труда как объект государственного регулирования
Сущность, структура и функции рынка труда. Условия равновесия и механизм государственного регулирования. Безработица и занятость как экономическое явл...
Зарубежный опыт регулирования рынка труда на примере Германии
Понятие и функции рынка труда, механизм и принципы его функционирования, направления и нормативно-правовые основы регулирования. Анализ рынка труда в...
Рынок труда и проблемы его регулирования
Понятие, сущность, типология и структура рынка труда. Процессы формирования спроса и предложения на рабочую силу. Проблемы регулирования рынка труда в...
Государственное регулирование рынка труда и занятости
Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кир...