Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Потребительский спрос и его классификация

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие спроса и его классификация по числу объектов, тенденциям, состоянию рынка, формам образования, покупательским намерениям. Факторы, влияющие на величину и изменение спроса. Сущность теории потребительского поведения. Общая и предельная полезность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Микроэкономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Потребительский спрос и его классификация"

Оглавление

Введение

1. Спрос и его виды. Закон спроса

1.1 Понятие и сущность спроса. Факторы влияющие на величину и изменение спроса

1.2 Классификация спроса

1.3 Закон спроса

2. Теория потребительского поведения и спроса

2.1 Сущность теории потребительского поведения

2.2 Полезность. Общая и предельная полезности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема работы: потребительский спрос и его классификация

Главным звеном в экономике в условиях рыночных отношений является предприятие. Именно там создается необходимая обществу продукция и оказываются различные услуги. На предприятии решаются различные вопросы по экономному расходованию ресурсов, применяются разнообразные высокопроизводительные технологии и техника. Здесь делают все, чтобы снизить до минимума издержки производства и реализации продукции. Все это требует больших экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто более грамотно определит требования рынка, создаст больше продукции пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Залогом успеха деятельности любой компании на рынке является наличие информации по потребителя. Анализируя потребителя необходимо понять их потребности, т.е. спрос.

Спрос - важнейшая составляющая рыночного процесса.

При нормальной работе предприятия изучение спроса на рынке сейчас становится главной задачей. Для выживания и успешной работы предприятию необходимо постоянно отслеживать спрос и моментально реагировать на малейшие изменения спроса.

Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее.

Цель нашей курсовой работы изучение темы потребительский спрос и его классификация. Для достижения нашей цели определим следующие задачи. В первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрим основные понятия спроса, его виды, факторы, влияющие на изменение и величину спроса, а также изучим закон спроса.

На протяжении всей своей жизни человек должен питаться, одеваться, защищать себя от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека они неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Во второй главе нашей курсовой работы мы рассмотрим теорию потребительского поведения, которая изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

глава 1. Спрос и его виды. Закон спроса

1.1 Понятие и сущность спроса. Факторы влияющие на величину и изменение спроса

"Спрос" - магическое для экономики слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа.

Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может обусловить структурные изменения в экономике, а может вызвать кризис перепроизводства. Спрос - поистине "душа" экономики. Он загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Рассмотрим основные определения спроса.

В большом экономическом словаре дается следующее понятие спроса:

Спрос-экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.

В энцеклопедическом словаре бизнесмена под спросом понимается общественная или личная потребность в материальных благах и услугах, средствах производства и предметах потребления, обеспечения денежными средствами. Спрос на мировых товарных рынках обусловлен также наличием валютных резервов у страны-импортера, состоянием и структурой взаимного товарооборота, товарно-политическими условиями.

В учебном пособии "Современная экономика" Мамедова спрос это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является невсякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя.

Главными составляющими спроса являются: наличие потенциальных покупателей, их желание приобрести продукцию и их возможность приобрести продукцию.

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при равных ценах и прочих условиях.

На величину и изменение спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

1) Цена-чем выше цена, тем при прочих равных условиях ниже спрос, и наоборот,-снижение цены ведет к росту спроса;

2) Доходы потребителей-чем они выше, тем выше спрос;

3) Цены и количество товаров-заменителей-чем они (цены) ниже и чем оно (количество) больше, тем ниже спрос на данный товар.

К неценовым факторам относятся:

1) Вкусы потребителей-чем они изменчивей, тем больше вероятность колебания (падения) спроса;

2) Ожидания потребителей-если они ждут повышения цен, например, при высокой инфляции спрос будет расти; при ожидании снижения цен, например,сезонного, спрос будет падать;

3) Уровень сервиса и сопровождения-обходительность продавцов, стимулирование покупок, реклама, гарантийное обслуживание и т.п. ведет к повышению спроса.

Перечисленные факторы действуют на так называемые обычные товары. Но бывают и исключения. Снижение цены на хлеб (не сезонное) не только не ведет к росту его потребления (при прочих равных условиях), но и напротив, -ведет к снижению потребления хлеба за счет роста потребления мяса. Аналогично с картофелем, маргарином, бананами и некоторыми другими продуктами. Рост цен на бриллианты, картины, антиквариат, автомобили ручной сборки, коллекционные вина и другие товары престижного потребления не только не ведут к падению спроса на них, но напротив, стимулирует показанное (демонстративное) потребление. Этот парадокс впервые был описан английским экономистом Гиффеном и получил название "эффекта Гиффена".

1.2 Классификация спроса

1) По числу объектов спроса:

- макроспрос - спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров

-микроспрос - спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную

2) По состоянию рынка:

негативный, отсутствующий, скрытый, чрезмерный, полноценный

3) По формам образования:

потенциальный (закрытый), формирующийся, сложившийся, нерегулярный, сезонный, рекреационный, дневной, часовой, отложенный (накапливаемый), панический (ажиотажный)

4) По тенденциям:

растущий (интенсивный), стабилизировавшийся, угасающий (сокращающийся спад спроса)

5) По покупательским намерениям:

твердосформулированный (жесткий), альтернативный (мягкий), (компромиссный), спонтанный (импульсивный)

6) По социально-демографическим группам потребителей:

спрос лиц (семей), спрос половозрастных групп населения

7) По месту покупки:

глобальный, региональный, городской, сельский, базовый, мобильный

8) По степени удовлетворения:

удовлетворенный, условно удовлетворенный, неудовлетворенный

9) По времени формирования и предъявления на рынке:

прошлый, настоящий, будущий

Классификация спроса напрямую связана с этапами жизненного цикла товара, а выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности направленного воздействия продавца на покупателя, как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиц...

Другие файлы:

Уровень жизни населения России и потребительский спрос
Теоретические основы уровня жизни населения и потребительского спроса. Характеристика понятия "потребления" и факторов, определяющих потребительский с...

Влияние инфляционных процессов в Украине на потребительский спрос
Методология исследования инфляционных процессов и их влияние на потребительский спрос в Украине. Исследование различных подходов к регулированию инфля...

Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии
Эффективность работы торгового предприятия, влияние ассортимента товаров, показателей его структуры и обновляемости на потребительский спрос. Классифи...

Факторы, определяющие поведение потребителя на рынке
Потребности общества и их виды. Потребительский спрос на рынке благ. Кейнсианский вариант. Гипотеза относительного дохода. Гипотеза перманентного дохо...

Исследование рынков и потребительского спроса г. Благовещенске
Рынок – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров. Основными элементами рынка являются цена, спрос и предложение. Рост доход...