Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Предпринимательство и мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика труда»
на тему «Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области»
Выполнила
студентка 2 курса
Волшонкова А. С.
Проверила:
к. э. н. Козел Ирина Васильевна
Ставрополь 2013
Введение
Данная курсовая работа раскрывает одну из важнейших экономических проблем на данный момент, проблему занятости населения. В работе я представила анализ сложившейся ситуации на рынке труда в Ивановской области за последние 3 года. Курсовая раскрывает понятие занятости, типы, причины и методы борьбы с безработицей.
Эта тема весьма актуальна, так как занятость является важным элементом социально-экономического развития общества. Она объединяет результаты функционирования всей экономической системы. Более того, по показателям занятости можно судить об эффективности действия реформ, проводимых в данном секторе, общенациональном благополучии и возможностях населения.
Занятость относят к одним из важнейших и сложнейших экономических показателей, потому что она обеспечивает производство ВНП, что составляет основу человеческого общества, а так же показывает важность сомореализации человека в жизни и в общественно полезном труде.
Достижение высокого уровня занятости населения является одной из основных целей национальной экономики. Для трудоспособного населения занятость являтся важным моментом в жизни из-за тесной взаимосвязи между политикой доходов и направлениями занятости.
Непрерывные процессы перераспределения рабочей силы связаны с множеством факторов, к основным относят: структурная перестройка, нестабильность экономической системы, изменение форм собственности, ликвидация неконкурентоспособных организаций, демографические факторы и т.д. Следовательно эти процессы касаются всех слоев населения, поэтому условия их занятости должны регулироваться, а для этого необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Государственная политика должна постоянно поддерживать равновесие экономических приоритетов и приоритетов занятости в рамках экономических преобразований.
Государство в экономической политики занятости населения должно обеспечить скооперированные взаимоотношения рынка капитала и труда, контроль инвестиционных процессов на территории РФ, обспечение занятости на достаточном уровне для поддержания воспроизводства населения
Следовательно целью моей работы является - раскрыть сущность рынка труда как важного элемента рыночной экономики. Проанализировать и выявить эффективность и динамику реализации мер государственной политики в области занятости населения. Провести исследования и изучение направлений политики государства в отношении занятости населения в Ивановской области.
Сущность и цели государственной политики занятости
Степень влияния государственной политики на ранок труда и сферу занятости зависит от двух факторов: общей стратегиичечкой направленности занятости и степени ее адаптирования к условиям развития на определенных этапах. В законе «О занятости населения РФ», учитывается общая стратегия занятости, в нем устанавлена мера действий, которая применяется в конкретном случае и в определенный момент времени. Эти меры государственной политики позволят не допустить противоречий в становлении рынка труда и повышения уровня занятости в краткосрочном действии, с расчетом на длительный промежуток времени.
Следовательно на ближайшее время разрабатывается схема государственной политики, характерная для данного переходного периода и отдельных его частей. Далее вырабатываются приоритетные установки и применяются на рынке труда.
Государственная политика занятости - это неотъемлемая часть социально-экономического развития страны, имеющая цель - решения проблемы занятости населения на макроэкономическом уровне, в интересах развития трудового потенциала и его эффективного использования, с целью повышения экономического уровня страны.
Политику занятости следует формировать с учетом трудовых возможностей для различных категорий населения. Усиленное внимание следует уделить таким группам, как молодежь, женщины, инвалиды, а также касаемые их вопросы о стабильности получения доходов и исключению в отношении их дискриминации. Это следует отнести и к мигрантам, людям другой расы, иной религии, не таких политических взглядов и социального происхождения. Следовательно такую политику необходимо координировать социальной и экономической политикой.
Формами реализации государственной политики занятости являются федеральные, территориальные и местные программы.
Так же существует группа мероприятий по содействию занятости населения, обеспечивающая развитие рабочих мест и их сохранение. Такие программы не предполагают создание новых рабочих мест, более того в них отсутствуют данные об их качественных и количественных изменениях. Поэтому данная политика должна вести учет о новых и дополнительных рабочих мест.
Рисунок 1 - Виды политики занятости
Что касаемо Федеральных программ, они как правило, носят региональный характер, но в них не отражаются показатели перемещения рабочих мест. Поэтому, было бы целесообразнее разрабатывать программы содействия занятости на небольшой период времени, в пределах трех лет. Они бы учитывали важнейшие параметры межотраслевых и отраслевых программ и выявляли показатели перемещения рабочей силы и рабочих мест.
На современном этапе основой стратегии занятости в обществе должен быть принцип эффективного достижения и поддержания занятости, допуская в социально приемлемых нормах безработицу. Этот принцип реализует оптимальное сочетание социальных результатов и экономической эффективности, которое будет отличаться экономическим потенциалом, ресурсообеспеченностью, структурой хозяйства в различным в российских регионах.
Кризисные явления, возникающие при переходе к рыночным отношениям не влекут хроническую безработицу и массовое высвобождение рабочих мест в экономике России. Большое развитие получила скрытая безработица (внутрифирменная), при ней трудовой потенциал просто недоиспользуется, а это в свою очередь негативно влияет на уровень производительности труда и эффективность производства.
Начальной точкой реализации стратегии занятости должно быть увеличение производства и его стабилизация, в следствии чего мы достигнем эффективную занятость населения при приемлемом уровне безработицы. Его определяют по критериям:
- финансовый критерий, обеспечивает финансирование мероприятий по трудоустройству населения из средств внебюджетного государственного фонда.
- социальный критерий, в обществе устанавливается граница естественного уровня безработицы (получается в следствии суммирования фрикционной и структурной формы), поддержание его в норме является целью государственной политики занятости, которая реализуется региональными федеральными и органами управления.
Следует всегда учитывать, что движение рабочих мест и рабочей силы неизбежно формирует в обществе определенное количество безработных, которые ищут работу. Снижение уровня безработицы зависит прежде всего от эффективности регулирования механизма рынка труда, и его структурных подразделений:
- рынок рабочих мест, формирует спрос на рабочую силу;
- рынок рабочей силы, формирует спрос на рабочие места.
Баланс на рынке труда достигается в следствии сохранения рабочих мест, имеющихся на рынке труда что предусматривает интенсивные методы развитие. Это распространяется на страну в целом, но в отдельных регионах формирование рынка рабочей силы под действием социально-демографических факторов происходит по-разному.
В промышленных регионах существуют свои определенные особенности функционирования рынка труда и его занятости, обусловленные, территориальным размещением инвестиционной политикой, структурой занятости, органами управления, формой поддержки предприятий. Но поддержка должна осуществляться выборочно и носить приоритетный характер, обеспечивая финансирование из соответствующих бюджетов.
Государственная политика так же должна распространяться на частный сектор для создания условий само занятости населения, то есть развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть разработана законодательная база, которая регулирует льготное налогообложение предпринимателей начинающих свой бизнес, предоставление им кредитов для стартового капитала.
Государство должно оказывать материальную поддержку тем работникам и их семьям, которые поменяли место жительства, переехавшим в районы, испытывающие нехватку рабочей силы.
Что касаемо регулирования международных потоков рабочей силы, то должны подписываться международные договоры, устанавливающие правила перемещения её между странами
Важным элементом в современном подходе политики занятости, является ведение метода профилирования безработных. Службы занятости давно применяют на практике данный метод в промышленно развитых стран. Профилиров...
Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд
Политика занятости и ее законодательное регулирование. Виды политики занятости. Содержание и уровни политики занятости. Нестандартные формы занятости....
Государственное регулирование рынка труда и занятости
Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кир...
Правовое регулирование занятости и связанные с ней проблемы в Российской Федерации
Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие безработного, его правовой статус. Направления государственной политики в области...
Политика занятости в современной России
Сущность государственной политики занятости, роль Международной организации труда при ее проведении. Анализ государственной политики занятости в Росси...