Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Совершенная конкуренция и чистая монополия. Спрос на продукцию и предельный доход. Цена и объем производства предприятия в условиях монополистической конкуренции. График долгосрочного равновесия. Предложение на рынке труда. Эффект замещения и дохода.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

1. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция это такая рыночная ситуацию, при которой большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции. Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних типа рынков. Однако наиболее распространенной и наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке действует большое число продавцов, производящих разнообразную продукцию. И хотя продукт каждого предприятия в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное, имеются некоторое влияние предприятия на цены и небольшие ограничения доступности к информации.

К такому типу рыночной структуры в реальной экономике относятся рестораны, станции технического обслуживания, рынки стиральных порошков, мыла, парфюмерии, обуви, сеть парикмахерских, пекарни.

Спрос на продукцию предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным. Однако его эластичность достаточно высокая. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок других предприятий.

Графически кривая спроса на продукцию предприятия и кривая предельного дохода предприятия в условиях монополистической конкуренции изображены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 - Спрос на продукцию и предельный доход предприятия в условиях монополистической конкуренции

Признаками структуры монополистической конкуренции являются следующие:

1) на рынке данного товара присутствует относительно большое число небольших фирм;

2) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

3) каждая фирма определяет свою ценовую политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм;

4) дифференциация продукта принимает ряд форм:

- качество продукта;

- услуги и условия, связанные с продажей продукта;

- размещение;

- стимулирование сбыта и упаковка.

5) достаточно легкое вступление в отрасль;

6) преобладание неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, самостоятельно определяя свою ценовую политику. В противоположность совершенной конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта.

Первый шаг анализа монополистической конкуренции - исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция ее отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам (МR = МС), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки.

Графически кривые спроса, предельного дохода, средних валовых и предельных издержек предприятия, максимизирующего прибыль, изображены на рис. 1.2.

Рис. 1.2 - Цена и объем производства предприятия в условиях монополистической конкуренции, максимизирующего прибыль

Если же рыночная цена по каким-либо причинам понизится до отметки Р2 и будет ниже минимальных средних валовых издержек АТС, предприятие понесет убытки. График кривых спроса, предельного дохода, средних валовых и предельных издержек предприятия, минимизирующего убытки, показан на рис. 1.3.

Рис. 1.3 - Цена и объем производства предприятия в условиях монополистической конкуренции, минимизирующего убытки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию предприятия не является абсолютно эластичным, и поэтому кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль предприятие получит при цене P1 и объеме производства Q1, а минимальные убытки - при цене Р2 и выпуске Q2.

Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новые фирмы-конкуренты, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того, как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли. И, наоборот, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того, как спрос на продукцию остающихся фирм растет, убытки сокращаются. Процесс “миграции” фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки.

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически. Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие - не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса В на рис. 1.4 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р=АС).

Р - АС = 0 - экономическая прибыль равна 0.

Рис. 1.4 - Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:

а) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы (Р > МС). Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода МR. предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса, предельный доход меньше цены;

б) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.

В противоположность фирмам, действующим при совершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший объем производства. Производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем в условиях совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую цену по сравнению с конкурентной ценой в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли.

Фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции служат:

- дифференциация продукта и его совершенствование;

- реклама продукта.

Дифференциация продукта означает, что в любой момент времени потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Разнообразие и оттенки потребительских предпочтений удовлетворяются производителями более полно.

Конкуренция продуктов является важным средством стимулирования технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Совершенствование продукта может быть нарастающим вследствие двух обстоятельств:

1) удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они это могут сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков;

2) прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

2. Предложение на рынке труда. Эффект замещения и эффект дохода

конкуренция монополия доход равновесие

Труд принципиально отличается от всех других ресурсов производства, поэтому в рыночной экономике выделился особый рынок - рынок труда. На рынке труда в качестве товара выступает рабочая сила.

Рынок труда в обыденном смысле представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме.

С позиций экономической науки рынок труда - это рынок особого товара, цена которого определяется взаимодействием спроса и предложения труда.

Главное отличие рынка труда от рынка других ресурсов в том, что его товар - труд - является формой жизнедеятельности человека и поэтому неотделим от него.

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и госуда...

Другие файлы:

Предприятие в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция: понятие, условия существования, общие черты, сходства и различия с другими типами рынка. Ценообразование и объём произв...

Характеристика монополистической конкуренции
Предмет, функции и основные методы микроэкономики. Характерные черты монополистической конкуренции, ее достоинства и недостатки. Определение объема пр...

Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистической конкуренции
Понятие и отличительные черты монополистической конкуренции - типа рыночной структуры несовершенной конкуренции. Неценовая конкуренция. Влияние реклам...

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Сущность, теоретические основы и условия возникновения рынка совершенной конкуренции. Поведение фирмы в этих условиях. Модели рыночной структуры и усл...

Функционирование рынков в монополистической конкуренции
Виды рыночной монополии, её экономические последствия. Правила поведения фирм на рынке монополистической конкуренции. Особенности проявления монополис...