Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Особенности организационно-правовой структуры полиграфической промышленности

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие и индивидуализация юридического лица. Классификация юридических лиц. Формы ведения хозяйственной деятельности. Процесс реформирования государственных полиграфических предприятий. Рынок печатных изделий как один из самых динамичных в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности организационно-правовой структуры полиграфической промышленности

Введение

Полиграфическая промышленность - отрасль экономики, содержанием которой является выполнение полиграфических работ в целях удовлетворения потребностей физических лиц, издающих организаций и хозяйствующих субъектов, образующих определенные сегменты спроса. Рынок полиграфических работ (отраслевой рынок) представляет собой соответствующий сектор общепромышленного рынка, дополнительной характеристикой которого является специфика производства продукции и взаимодействия с заказчиком. Отрасль (полиграфическая промышленность) понятие технологическое, отраслевой рынок - экономическое, учитывающее присутствие заказчика (покупателя) и его влияние на организацию и производство печатной продукции. Рыночная экономика включает в себя многообразие форм собственности, которые реализуются в разнообразных формах хозяйствования. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Экономическая свобода подразумевает свободный выбор форм и видов деятельности, свободное сосуществование на равноправных началах субъектов хозяйственной деятельности разных форм собственности и различных организационно правовых форм, которые в совокупности образуют организационно-правовую структуру экономики. Одновременно с увеличением количества хозяйствующих субъектов произошли значительные качественные изменения в их экономическом и правовом положении. Сущность произошедших изменений заключается, с одной стороны, в предоставлении экономическим субъектам свободы и самостоятельности в выборе форм, видов деятельности, ее осуществлении; с другой стороны - в повышении их ответственности за свою деятельность. В соответствии с целями, которые ставит перед собой субъект экономической деятельности, произошло выделение коммерческих и некоммерческих организаций.

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие юридического лица

В отрасли печати сегодня функционируют многочисленные и разнообразные экономические субъекты: издательства и полиграфические предприятия, оптовые и розничные книготорговые организации, научные и образовательные учреждения, редакции средств массовой информации, объединения издателей, полиграфистов. Большинство из них обладает правовым статусом юридического лица.

ГК Статья 48. Понятие юридического лица.

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

1.2 Признаки юридического лица

Юридическое лицо обладает четырьмя основными признаками:

· организационное единство (наличие целей существования, определенная иерархия органов управления, упорядоченность отношений между участниками);

· имущественная обособленность (способность обладать обособленным имуществом, создающим материальную базу для деятельности юридического лица). Организация может обладать правом собственности на имущество, правом хозяйственного ведения или оперативного управления;

· самостоятельная гражданско-правовая ответственность (по общему правилу, участники, собственники имущества, государство не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам вышеперечисленных лиц). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом;

· выступление в гражданском обороте от собственного имени. Юридические лица обязаны пройти государственную регистрацию, иметь самостоятельный баланс или смету. К внешним атрибутам юридического лица относится наличие печати, счетов в банках.

1.3 Индивидуализация юридического лица

Индивидуализация юридического лица - наименование, место нахождения, деловая репутация. Индивидуализация юридического лица на первое место ставит наименование. В наименовании содержится указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. Юридические лица вправе иметь только полное и сокращённое наименование. Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путём внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридического лица. Правила об охране места нахождения юридического лица содержатся в ст. 54 ГК РФ и других правовых актах. Индивидуализация юридического лица имеет своим средством место нахождения юридического лица, понятие которого содержится в ст. 54 ГК РФ и других правовых актах, определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Право о деловой репутации юридического лица установлено в ст. 152 ГК РФ. Деловую репутацию можно определить, как набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, коллег, среди других профессионалов в этой области деятельности. Право на деловую репутацию юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Важнейшей характеристикой юридического лица является правосубъектность, то есть наличие у него правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут обладать общей (универсальной) и специальной (целевой) правоспособностью. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь прав и обязанностей, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Для осуществления издательской и полиграфической деятельности в соответствии с законодательством РФ лицензия не требуется, за исключением деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией (ФЗ от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Форма юридического лица является наиболее подходящей для осуществления сложных видов экономической, хозяйственной деятельности, требующих значительных первоначальных капиталов, согласованной деятельности многих лиц. Институт юридического лица в гражданском праве позволяет решить многие экономические проблемы: объединения капиталов, оформления коллективных интересов, управления капиталом, ограничения и рассредоточения предпринимательского риска. Совершенное законодательство о юридических лицах, соответствующее условиям рыночной экономики и задачам построения правового государства, является одним из средств обеспечения прав человека, управления капиталами в масштабах всей страны, саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, способствует прогрессивному развитию экономической ситуации в стране.

Таблица 1. Классификация юридических лиц

Юридические лица

коммерческие

некоммерческие

товарищества полные на вере (коммандитные)

общества с ограниченной ответственностью с дополнительной ответственностью открытые акционерные общества закрытые акционерные общества

государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия)

производственные кооперативы

потребительские кооперативы общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии религиозные организации (объединения) государственные корпорации

фонды учреждения Некоммерческие партнерства автономные некоммерческие организации объединения юридических лиц (ас...

Другие файлы:

Территориальные особенности организации полиграфической промышленности на примере Ульяновской области
Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны. Территориальная организация полиграфической промышленности:...

Интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе РФ: проблемы и способы решения
Интегрированная структура представляет собой устойчивую группу кооперационно связанных между собой юридических лиц (участников), объединенных на основ...

Организационно-экономическое обоснование производственной структуры внутрихозяйственного подразделения
Основные задачи внутрихозяйственного планирования и его особенности на предприятиях агропромышленного комплекса. Составление организационно-экономичес...

Современные решения дизайна в визуально-графическом облике полиграфической продукции
Исследование сущности понятия полиграфической продукции, её функций и технологии изготовления. История развития полиграфической продукции - календаря....

Продвижение услуг предприятия
Общая характеристика предприятия и его история, особенности организационно-правовой структуры, направления хозяйственной деятельности и конкурентный п...