Особенности организационно-правовой структуры полиграфической промышленности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Особенности организационно-правовой структуры полиграфической промышленности
Введение
Полиграфическая промышленность - отрасль экономики, содержанием которой является выполнение полиграфических работ в целях удовлетворения потребностей физических лиц, издающих организаций и хозяйствующих субъектов, образующих определенные сегменты спроса. Рынок полиграфических работ (отраслевой рынок) представляет собой соответствующий сектор общепромышленного рынка, дополнительной характеристикой которого является специфика производства продукции и взаимодействия с заказчиком. Отрасль (полиграфическая промышленность) понятие технологическое, отраслевой рынок - экономическое, учитывающее присутствие заказчика (покупателя) и его влияние на организацию и производство печатной продукции. Рыночная экономика включает в себя многообразие форм собственности, которые реализуются в разнообразных формах хозяйствования. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Экономическая свобода подразумевает свободный выбор форм и видов деятельности, свободное сосуществование на равноправных началах субъектов хозяйственной деятельности разных форм собственности и различных организационно правовых форм, которые в совокупности образуют организационно-правовую структуру экономики. Одновременно с увеличением количества хозяйствующих субъектов произошли значительные качественные изменения в их экономическом и правовом положении. Сущность произошедших изменений заключается, с одной стороны, в предоставлении экономическим субъектам свободы и самостоятельности в выборе форм, видов деятельности, ее осуществлении; с другой стороны - в повышении их ответственности за свою деятельность. В соответствии с целями, которые ставит перед собой субъект экономической деятельности, произошло выделение коммерческих и некоммерческих организаций.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие юридического лица
В отрасли печати сегодня функционируют многочисленные и разнообразные экономические субъекты: издательства и полиграфические предприятия, оптовые и розничные книготорговые организации, научные и образовательные учреждения, редакции средств массовой информации, объединения издателей, полиграфистов. Большинство из них обладает правовым статусом юридического лица.
ГК Статья 48. Понятие юридического лица.
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
1.2 Признаки юридического лица
Юридическое лицо обладает четырьмя основными признаками:
· организационное единство (наличие целей существования, определенная иерархия органов управления, упорядоченность отношений между участниками);
· имущественная обособленность (способность обладать обособленным имуществом, создающим материальную базу для деятельности юридического лица). Организация может обладать правом собственности на имущество, правом хозяйственного ведения или оперативного управления;
· самостоятельная гражданско-правовая ответственность (по общему правилу, участники, собственники имущества, государство не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам вышеперечисленных лиц). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом;
· выступление в гражданском обороте от собственного имени. Юридические лица обязаны пройти государственную регистрацию, иметь самостоятельный баланс или смету. К внешним атрибутам юридического лица относится наличие печати, счетов в банках.
1.3 Индивидуализация юридического лица
Индивидуализация юридического лица - наименование, место нахождения, деловая репутация. Индивидуализация юридического лица на первое место ставит наименование. В наименовании содержится указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. Юридические лица вправе иметь только полное и сокращённое наименование. Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путём внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридического лица. Правила об охране места нахождения юридического лица содержатся в ст. 54 ГК РФ и других правовых актах. Индивидуализация юридического лица имеет своим средством место нахождения юридического лица, понятие которого содержится в ст. 54 ГК РФ и других правовых актах, определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Право о деловой репутации юридического лица установлено в ст. 152 ГК РФ. Деловую репутацию можно определить, как набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, коллег, среди других профессионалов в этой области деятельности. Право на деловую репутацию юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Важнейшей характеристикой юридического лица является правосубъектность, то есть наличие у него правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут обладать общей (универсальной) и специальной (целевой) правоспособностью. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь прав и обязанностей, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Для осуществления издательской и полиграфической деятельности в соответствии с законодательством РФ лицензия не требуется, за исключением деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией (ФЗ от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Форма юридического лица является наиболее подходящей для осуществления сложных видов экономической, хозяйственной деятельности, требующих значительных первоначальных капиталов, согласованной деятельности многих лиц. Институт юридического лица в гражданском праве позволяет решить многие экономические проблемы: объединения капиталов, оформления коллективных интересов, управления капиталом, ограничения и рассредоточения предпринимательского риска. Совершенное законодательство о юридических лицах, соответствующее условиям рыночной экономики и задачам построения правового государства, является одним из средств обеспечения прав человека, управления капиталами в масштабах всей страны, саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, способствует прогрессивному развитию экономической ситуации в стране.
Таблица 1. Классификация юридических лиц
Юридические лица |
||||
коммерческие |
некоммерческие |
|||
товарищества полные на вере (коммандитные) |
общества с ограниченной ответственностью с дополнительной ответственностью открытые акционерные общества закрытые акционерные общества |
государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия) |
производственные кооперативы |
потребительские кооперативы общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии религиозные организации (объединения) государственные корпорации фонды учреждения Некоммерческие партнерства автономные некоммерческие организации объединения юридических лиц (ас...
Другие файлы:
Территориальные особенности организации полиграфической промышленности на примере Ульяновской области Интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе РФ: проблемы и способы решения Организационно-экономическое обоснование производственной структуры внутрихозяйственного подразделения Современные решения дизайна в визуально-графическом облике полиграфической продукции Продвижение услуг предприятия |