Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Малый бизнес: понятие, значение и место в экономике. Характеристика взаимоотношений власти и малого бизнеса. Механизм взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса на основе взаимной социальной ответственности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования. В условиях постепенного выхода из мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Малое предпринимательство В настоящей работе понятия «малое предпринимательство» и «малый бизнес» мы будем употреблять как синонимы, хотя некоторые авторы обосновывают различие между ними. См., напр.: Альхимович И.Н. Малое предпринимательство в социально-экономической системе переходного периода: определение, значение, перспективы развития // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2011. - № 1-14. - С. 6. является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально-экономическое и инновационное развитие страны. Малое предпринимательство является базовым элементом рыночной системы хозяйствования. Субъекты малого предпринимательства -- наиболее многочисленный слой частных собственников. По своему экономическому положению и условиям жизни малый бизнес является основой для формирования среднего класса. Малый бизнес создает новые рабочие места, вовлекает в процесс общественного производства дополнительные трудовые ресурсы (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей), формирует в обществе «идеологию предпринимательства».

В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности. Интенсивный количественный и качественный рост субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки невозможен. Развитие малого предпринимательства -- важная государственная задача. В настоящее время наступил качественно новый этап государственной политики в сфере развития малого предпринимательства в России. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность государства на создание концепции развития данного сектора экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию сущности малого предпринимательства и его роли в экономике посвящены работы таких ученых, как: Альхимович И.Н., Борисов С.Р., Землянский Д.Ю., Оганян А.Р., Селиверстова Ю.А., Степанова Н.А. Анализ некоторых особенностей малого предпринимательства Волгоградской области дан в работах Андрейчикова Ю.Ю., Витальева А.А, Дьяковой Е.Е., Иванюка В.А., Косиновой Н.Н., Раткевич С.М. Вопросы государственной поддержки малого предпринимательства (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях) рассматриваются в работах Гокинаевой И.А., Иванова А.К., Классен В.В., Ковач С.О., Козбаненко В.А., Коха И.А., Марченко М.Н., Петрунина Н.Ю. Определенное отражение на страницах специальных изданий получил и вопрос государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области (работы Коробова С.А., Мазницы Е.Е., Муруновой И.А., Таева А.Г., Фоминой С.И.). В названных работах нашли отражение многие аспекты взаимоотношений малого предпринимательства и органов власти и управления. Однако вопросы взаимодействия малого предпринимательства и администрации конкретного городского района практически не исследовались.

Цель исследования - анализ особенностей и взаимосвязи малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия субъектов малого бизнеса и районной администрации.

Предметом исследования явились субъекты малого предпринимательства Краснооктябрьского района г. Волгограда.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

· определить понятие, значение и место в экономике малого бизнеса;

· изучить теоретические и практические основы взаимосвязи администрации и малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда;

· охарактеризовать механизм взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса на основе взаимной социальной ответственности

· выявить проблемы малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда;

· разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и малого бизнеса.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области исследования проблем развития и управления малым предпринимательством.

Информационную базу исследования составила российская (в том числе волгоградская) специальная литература по вопросам малого предпринимательства, публикации в периодической печати, аналитические материалы органов государственной статистики РФ, нормативные акты и законодательные материалы, экономические и социологические исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности органов муниципальной власти, связанной с поддержкой малого предпринимательства.

Методологическую основу составили общенаучные (наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция) и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные. Использование названных методов познания позволило рассмотреть исследуемую проблему в комплексе и сделать соответствующие выводы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы, а также приложения.

Глава 1. Теоретическая характеристика взаимоотношений власти и малого бизнеса

1.1 Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами Почанина М.Н. Малое предпринимательство как фактор эффективного социально-экономического развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - Т. 1. - С. 318..

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса Оганян А.Р. Особенности развития малого предпринимательства в России // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 5. - С. 73..

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе Степанова Н.А. Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 23. - С. 23..

Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Российская газета. - 31.07.2007; 04.07.2011. (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным, подробно изложенным в ФЗ № 209-...

Другие файлы:

особенности финансов организации малого бизнеса
Значение и задачи малого предприятия. Государственная поддержка малого бизнеса. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности. Гибкость приспос...

Развитие малого бизнеса в России
Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. Правовые основы малого бизнеса. Особенности и функции малого предприятия. Современ...

Особенности кредитования банками предприятий малого бизнеса
Роль малого бизнеса в формировании инновационной экономики. Особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации. Анализ основных тенденций на р...

Формы государственной поддержки малого бизнеса
Правовое регулирование малого бизнеса в России. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Особенности государственной поддержки малого...

Малый бизнес в России
Понятие и критерии малого бизнеса. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. Проблемы становления малого бизнеса в России. Меры подде...