Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Модернизация городского хозяйства

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Состояние и принципы реформирования городского хозяйства. Модернизация жилищного и дорожного хозяйства, энергетики, инженерного обеспечения, транспорта. Информационное обеспечение процесса преобразования экономического комплекса населенного пункта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

реформирование городской экономический жилищный

  • Введение
  • Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства
    • 1.1 Современное состояние городского хозяйства
    • 1.2 Принципы реформирования городского хозяйства
    • 1.3 Этапы реализации концепции
  • Глава 2. Модернизация городского хозяйства и структура ее концепции
    • 2.1 Создание условий для модернизации городского хозяйства
    • 2.2 Модернизация жилищного хозяйства
    • 2.3 Энергетика, инженерное обеспечение и их модернизация
    • 2.4 Модернизация транспорта
    • 2.5 Дорожное хозяйство и его модернизация
    • 2.6 Информационное обеспечение процесса реформирования городского хозяйства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Стратегическим направлением развития России на современном этапе признана модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача - достижение мировых стандартов качества продукции и услуг при конкурентоспособных ценах на них. Определен и магистральный путь решения поставленной задачи: преимущественное использование в развитии экономики инновационных техники и технологии, а также инновационных форм организации производства.

Актуальность проблемы модернизации производства в коммунальном хозяйстве определяется чрезвычайно высоким уровнем износа оборудования (60-70 %), что необходимо рассматривать как сигнал о возможных авариях. Примерно половина всех аварий на водопроводно-канализационных сетях происходит из-за их ветхости. Дальнейший износ сетей и сооружений приводит к резкому увеличению числа аварий, ущерб от которых значительно превышает затраты на их предотвращение.(13)

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно: (21)

ь скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;

ь обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;

ь произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Тогда можно будет всерьёз говорить о модернизации, внедрении нового оборудования и современных технологий - как производственных, так и управленческих. Государство не в состоянии всё это организовать и финансировать, но оно может и должно создать такие условия, в которых эти функции возьмёт на себя и успешно осуществит частный бизнес. Сотрудничество органов власти и частного бизнеса в сфере модернизации коммунального хозяйства возможно при использовании различных правовых и финансовых механизмов на тех или иных условиях государственночастного партнерства.

Развитие государственно-частного партнёрства - одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают все, в т.ч. и государство. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях - важное условие обеспечения результативности совместных действий власти, бизнеса и гражданского общества. Вместе с тем, одной концентрации ресурсов недостаточно, т.к. в отсутствие адекватных правил и процедур они, скорее всего, будут израсходованы неэффективно и/или на другие цели. Необходимым условием успешного развития является сочетание интересов государства, регионов, бизнес-объединений и общественных сил, что позволит отобрать для реализации те приоритеты, которые обеспечивают баланс интересов.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства должна обеспечивать решение следующих основных проблем (4)

ь дотационный принцип образования финансовых ресурсов;

ь высокий, по сравнению с расчетно-нормативными показателями, уровень удельных затрат на продукцию и услуги;

ь отсутствие действенных экономических стимулов снижения производственных издержек;

ь неразвитость внутриотраслевой конкурентной среды, монополистический характер рыночной ситуации в сфере важнейших вдов коммунальных услуг;

ь высокая степень физического износа оборудования, приводящая к частым авариям;

ь большие потери воды, тепла и других ресурсов в коммунальных инженерных системах;

ь низкая инновационная активность коммунальных предприятий.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение основных этапов модернизации городского хозяйства.

Задача: изучить принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства.

Глава 1. Принципы, этапы, концепции реформирования городского хозяйства

1.1 Современное состояние городского хозяйства

Кризисное состояние комплексов городских хозяйств обусловлено недостаточно эффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективным управлением, большими потерями энергоресурсов. (20)

Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для городского бюджета.

Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.

В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики городов и превращается в источник угроз для социально-экономического развития городов.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 30 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 10 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 30 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.

По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.(12)

В то же время анализ большинства реализуемых инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, не созданы равные условия для участников рынка разных форм собственности.

Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенным и недостаточно управляемым является и транспортный комплекс.

Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.(17)

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устой...

Другие файлы:

Экономика городского хозяйства: оценка и показатели развития
Структура и особенности городского хозяйства. Экономические границы функционирования отрасли и факторы, их определяющие. Оценка развития предприятий г...

Система городского хозяйства
Термин "муниципальное хозяйство" в законодательстве разных стран. Обеспечение жизнедеятельности населения городского образования. Основа городского хо...

Модернизация структуры народного хозяйства
Характеристика народного хозяйства Российской Федерации, особенности его структуры и основные перспективы. Классификатор отраслей народного хозяйства....

План социально-экономического развития городского хозяйства на примере г. Мурманска
Основные понятия и структура городского хозяйства. Методология планирования его социально-экономического развития. Общие положения плана социально-эко...

Городское хозяйство и его инфраструктура
Определение основных особенностей городского хозяйства как комплекса расположенных на территории города организаций, обслуживающих потребности населен...