Миграция трудовых ресурсов. Оплата труда на предприятии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Задание 1. Анализ влияния миграционных процессов на количественный и качественный состав трудовых ресурсов Кемеровской области на период последних нескольких лет
Миграция трудовых ресурсов, как процесс перемещения людей в пространстве применительно к современному состоянию рынка труда, выступает в качестве фактора формирования количественных и качественных параметров рынка рабочей силы. Приток населения в тот или иной регион страны и отток из него, с определенными социально-демографическими, социальными и профессиональными характеристиками, неизбежно отражается на численности и составе населения и, таким образом, на показателях предложения рабочей силы. В то же время миграция населения может служить достаточно эффективным практическим инструментом регулирования рынков труда - как региональных, так и национальных (общегосударственных), что способствует сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы за счет стимулирования территориальной мобильности населения в нужном направлении.
Трудовые ресурсы представляют собой совокупность неоднородных групп, различающихся отношением к занятости. Очевидно, что чем выше доля занятых в составе трудовых ресурсов, тем лучше используется трудовой потенциал общества и, следовательно, выше качество ресурса «труд». Это связано с тем, что в процессе использования трудовых ресурсов происходит увеличение человеческого капитала посредством совершенствования профессиональных качеств, повышения квалификации, обретения трудовых навыков и т.д.
Кемеровская область имеет большой запас трудовых ресурсов, чье формирование обусловлено историческими этапами накопления населения на данной территории. Освоение природных ресурсов земли Кузнецкой и всевозрастающие масштабы промышленного потенциала обусловили динамику роста численности и качественные изменения в составе населения. В 1917г. численность населения составила 204 тыс. человек, к 1939г. она возросла более чем в 2 раза.
В настоящее время Кемеровская область относится к числу наиболее плотно населенных и высоко урбанизированных регионов России (87%). Развитие экономики области тесно связано с наличием трудовых ресурсов, их динамикой и качественным составом. В 1991г. 96% занятого населения трудилось в государственном секторе экономике. В альтернативном секторе экономики было занято всего 4 %. Дальнейшие реформы провоцировали рост занятости в частном секторе, в т.ч. в секторе малого бизнеса. Тенденции чего прослеживаются во всех прогнозах дальнейшего развития.
Но формирование трудовых ресурсов несет массу проблем, разрешение которых требует тщательного анализа условий и тенденции формирования человеческого капитала при нестабильности экономической ситуации, кризисности демографической ситуации и производственной сферы.
Квота на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливается на граждан дальнего зарубежья, а также Грузии и Туркменистана. Привлечение рабочей силы из остальных государств СНГ не ограничивается какими-либо нормативными документами. Но заявки должны подавать все работодатели, использующие труд иностранных граждан всех стран.
Федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена только подготовка предложений по квоте. Предложения направляются в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. И уже там готовится проект постановления Правительства Российской Федерации о квоте. Затем на основании установленной квоты Минзравсоцравития, Минэкономразвития и МВД распределяют иностранную рабочую силу по регионам в соответствии с предложениями. То есть квота является отправной цифрой для работы структур, которые занимаются оформлением документов по привлечению иностранных граждан из этих стран на предприятия. По Кемеровской области это управление Федеральной миграционной службы.
Квота на 2010г. по России составила 410 тысяч приглашений. Из них на долю Кемеровской области пришлось 500 - это менее 1% числа занятых на предприятиях и в организациях нашего региона. Причем нужно учесть, что общее число иностранцев, работавших в Кузбассе в 2011г. больше. По данным департамента труда Кемеровской области, квота включает в себя лишь около 20% совокупного количества иностранных граждан, официально работающих на территории Кузбасса.
Основные отрасли, куда привлекаются зарубежные работники, - это строительство и торговля. Среди стран дальнего зарубежья лидерами по «поставке» трудовых ресурсов в Кузбасс выступают Китай, Северная Корея и государства, образовавшиеся на территории бывшей Югославии. Ближнее зарубежье представляют в Кемеровской области преимущественно рабочие из Таджикистана, Армении и Кыргызстана.
Когда-то Кузбасс входил в пятерку регионов, где трудилось наибольшее количество иностранной рабочей силы. В 1990-е годы спад объемов производства закономерно привел к снижению численности привлекаемых из-за рубежа рабочих. А главная тенденция последних лет - приоритет российских специалистов на предприятиях нашего региона.
Известно, что количество мигрантов увеличивается с ростом экономики страны прибытия и улучшением качества жизни. Они покрывают возникший дефицит специалистов непрестижных для коренного населения профессии. Но суть российской проблемы в том, что пока никто толком не знает, сколько же нам нужно трудовых ресурсов.
Утвержденные правительством квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целом осуществления трудовой деятельности:
2009 год - 395976
2010 год - 410126
2011 год - 499650
2012 год - 424761
2013 год - 410126, из них в Кемеровской области 17627 согласно приказу Минтруда от 30.11.2012 № 566н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу"
Квота на выдачу иностранным граждан и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Кемеровской области на 2013 год - 2700 человек согласно Распоряжению от 19 ноября 2012 года № 2127-Р
«О квоте на 2013 год на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание с распределением по субъектам РФ».
Кемеровская область содержит большой потенциал развития трудовых ресурсов. Располагает образовательной, материальной и производственной базой для трудообеспечения населения. Но одной из важнейших проблем формирования трудовых ресурсов является демографическая ситуация в области, которая при отсутствии регулирования может в перспективе привести к усечению количества трудовых ресурсов, тенденции чего сегодня наблюдаются в нарастающих масштабах. Устремленность населения на получение высшего образования, с одной стороны, демонстрирует возрастающий интерес к приобретению профессиональных знаний, а с другой стороны, усугубляет ситуацию нехватки «рабочих рук», которая неоднозначно разрешается привлечением иностранных трудовых ресурсов на непрестижные виды работ. Неуемное развитие торговли с задействованием в ней большой доли свободных кадров, объясняется не самым лучшим состоянием производственной сферы при износе основных фондов. Эффективное управление, «воскрешение» и переоснащение производства могут создать необходимую базу для рационального формирования трудовых ресурсов.
Основные показатели по привлечению и использованию иностранных работников (ИР) в 2007-2012 г.г.
Таблица 1. Дальнее Зарубежье (заключения по запросам УФМС)
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г |
||
Запрашиваемая численность ИР, (чел.) |
20064 |
27470 |
9968 |
7642 |
5094 |
5318 |
|
Согласованная численность ИР, (чел.) |
18128 |
20728 |
8515 |
5986 |
4389 |
5262 |
|
Нецелесообразное привлечение ИР, (чел.) |
1936 |
6742 |
1451 |
1656 |
705 |
56 |
|
На рассмотрении ИР, (чел.) |
|||||||
Согласовано ИР по видам экономической деятельности, % |
|||||||
строительство |
43,5 |
40,5 |
25,0 |
27,9 |
44,3 |
64,6 |
|
сельское хозяйство |
25,6 |
36,1 |
41,0 |
31,3 |
12,6 |
0,3 |