Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Критерии отнесения предприятия к категории малого бизнеса в различных странах. Нефтяные компании в США, их характерные черты. Проблемы финансирования малого предпринимательства в России. Малый бизнес в нефтяной отрасли: опыт и проблемы развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный минерально-сырьевой университет

Кафедра Экономической теории

Реферат

По дисциплине: Микроэкономика

«Малый бизнес: характерные черты, преимуществ, зарубежный опыт и проблемы становления в России»

Выполнил: студент гр. ПЭ-13 Зуев Глеб

Проверил: доцент кафедры эконом. теории Ленковец О.М.

Санкт-Петербург

2013

Введение

Малый бизнес - основа и опора экономики любого государства и именно по развитости данного сектора можно судить об экономической ситуации в стране в целом. Поэтому государство должно его поддерживать и создавать условия для его гармоничного развития.

Малый бизнес опирается на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. В экономически развитых странах на его долю приходится большой процент ВВП. Поэтому модернизация и российской экономики предполагает возрастание роли именно малого предпринимательства. От эффективной государственной поддержки этого сектора зависит не только рост потенциала нашей экономики, повышение конкурентоспособности, но и повышение роли России в мировой экономике.

Но, к сожалению, малый бизнес в России переживает не лучшие свои времена и не получает необходимой поддержки у государства, которое в свою очередь должно принять целый ряд важных мер, привлекать всё большее количество людей в данный сектор экономики и увеличивать его престиж, а также повышать экономическую грамотность населения, чтобы всё больше людей могли начинать своё собственное дело и приносить пользу экономике нашего государства.

В данной работе мы рассмотрим проблемы становления малого бизнеса в России, меры, которые необходимо решить для его скорейшего развития, а также зарубежный опыт решений данных вопросов (на примере нефтяной отрасли в США).

Статья №1 «Малый бизнес в нефтяной отрасли: опыт и проблемы развития»

Проблемы современной экономики №3 (35), 2010

Авторы: Красильников А.В., директор института дополнительного образования Югорского государственного университета (г. Ханты - Мансийск), кандидат экономических наук; Коростелева В.В., аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Института экономики и финансов Югорского государственного университета (г. Ханты - Мансийск)

План

1. Критерии отнесения предприятия к категории малого бизнеса в различных странах

2. Нефтяные компании в США, их характерные черты

3. Главное отличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) от малых нефтедобывающих предприятий в США

4. Методы государственной поддержки малых предприятий в США

5. Малые нефтяные компании в России и их юридический статус

6. Проблемы нефтедобывающих компаний в России

7. Основные направления государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий в России

Анализ

Очень важным сегментом нефтяной промышленности является малый бизнес. Это доказывает мировая практика промышленно развитых стран. Но у каждых стран критерии отнесения предприятия к категории «малых» свои. К этим критериям относятся количество занятых на фирме людей, размер её активов и годовой оборот.

Например, если в Чехии, Венгрии, Польше и Японии количество занятых людей не должно превышать 50 человек, то в США всё гораздо сложнее: для каждой отрасли производства определена своя численность людей. То же касается и годового оборота: в одних странах он фиксирован (Чехия, Венгрия, Польша), а в других устанавливается в зависимости от отрасли производства (Япония, США).

В Соединенных Штатах Америки нефтяная промышленность представляет собой пример существования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) и малых нефтедобывающих предприятий. ВНИК контролируют весь производственный цикл: от геологоразведки до реализации нефти и нефтепродуктов.

Нас же больше интересуют малые нефтяные компании. В Америке их огромное множество, около 7400. Роль их также очень велика, ведь несмотря на то, что большинство из них работают внутри континента на низкорентабельных скважинах, на их долю приходится 40 процентов американской нефтедобычи. По статистике средний возраст нефтяной компании в США - 24 года, в её штате трудятся 12 человек, валовый доход - 4,6 млн. долларов, а валовая прибыль - 0,6 млн. долларов. В среднем капиталовложения составляют 2 млн. долларов. Такой компанией эксплуатируются 50 скважин.

Часть американских «малых» нефтекомпаний добывают менее 10 баррелей нефти в сутки. Но есть и рекордсмены, добывающие 20 - 30 тысяч. Отличительной чертой этих лидеров по добыче является наличие разветвлённой сети зарубежных активов.

Главное отличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВНИК) от малых нефтедобывающих предприятий в США проявилось во время низких мировых цен на нефть и заключается оно в том, что малые компании более устойчивы к резким изменениям ситуации на рынке. Когда ВНИКам пришлось сокращать добычу, консервировать скважины, свёртывать разработку новых месторождений и переносить капитал в другие сектора бизнеса, запасы малых предприятий росли, равно как и их доля в нефтедобыче, которая превысила долю крупных компаний.

США активно поддерживает малые компании, используя разнообразные методы. Во-первых, в государстве есть Федеральная комиссия по энергетическому регулированию, которая контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечивает равные конкурентные условия как для больших корпораций, так и для мелких производителей. Также существует множество государственных программ поддержки, направленные на увеличение рентабельности малых нефтепроизводителей.

Во-вторых, государство обеспечивает гарантированный ранок сбыта для национальных нефтедобывающих компаний с помощью таких мер, как изменение импортной таможенной пошлины на нефть и государственной закупки нефти по твёрдым целям.

И наконец, в США действует гибкая система налогообложения, предоставляющая ряд льгот и преференций малым предприятиям для поддержания их конкурентоспособности.

В России малые нефтяные компании возникли в середине 90-х г.г., но до сих пор отсутствует ясный юридический статус таких компаний, что усложняет их деятельность. Дело в том, что даже самая маленькая нефтяная компания имеет годовой оборот не менее 350 млн. рублей, а численность рабочих составляет не менее 100-120 человек. А это, к сожалению, противоречит Федеральному закону № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» по которому численность работников малого предприятия не должная превышать 100 человек, а выручка 45 млн. рублей за 9 месяцев. Поэтому малые нефтяные компании не относятся к категории «малых», а значит, все меры государственной поддержки малых предприятий на них не распространяются.

Помимо этой, есть ещё несколько основных проблем у малых нефтедобывающих предприятий в России. Прежде всего, это проблема инвестиций и долгосрочных кредитов, которая существует из-за нестабильности нашей экономики и специфики недропользования, ведь очень высок риск поиско-разведочных работ, длителен срок окупаемости вложений и высока капиталоёмкость процесса. Данная проблема усугубляется тем, что компании не вписываются в Федеральный закону № 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», а значит льготное кредитование не предоставляется.

Во-вторых, серьезна проблема доступа к недрам, необходимо дать возможность малым нефтедобывающим компаниям консолидировать материальные, финансовые и инновационные потенциалы.

Также несовершенна система налогообложения. Ведь в Налоговом Кодексе отсутствуют льготы для малых нефтедобывающих компаний: отменены льготы на прибыль, а налог на добычу полезных ископаемых не достаточно учитывает рентабельность месторождения.

Среди основных направлений государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий в России можно выделить следующие:

1) Принятие закона «о поддержке средних и малых нефтедобывающих компаний», в котором будут закреплены критерии отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего предпринимательства «независимые» нефтяные компании.

2) Введение гибкой системы налогообложения, в которой будут установлены различные льготы для малых и средних нефтедобывающих предприятий.

3) Использование эффективных стимулов для добывающих компаний для воспроизводства минерально-сырьевой базы, использованию ресурсосберегающих технологий, рациональному использованию минерального сырья.

Если данные мероприятия будут выполнены, то государству удастся создать необходимые условия для быстрого и эффективного развития малых нефтедобывающих компаний и всей отрасли в целом.

Статья №2 «Проблемы Финансирования малого предпринимательства в России»

Проблемы современной экономики №2 (38), 2011

Авторы: Матросова С.В., доцент к...

Другие файлы:

Малый бизнес характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Малый бизнес характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в Республ

Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности малого бизнеса: черты, экономические преимущества, проблемы. Современное предпринимател...

Малый бизнес: характерные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Основные черты и роль малого бизнеса. Изучение зарубежного опыта по стимулированию малого бизнеса. Организационно-экономическая характеристика магазин...

Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Сущность, черты и роль малого бизнеса в рыночной экономике. Анализ его современного состояния. Нормативная база развития предпринимательской деятельно...