Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Особенности, функции и перспективы развития малого бизнеса, классификация его видов. Критерии отнесения к малому предпринимательству. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Малый бизнес в современной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

МИНСК 2013

Реферат

Курсовая работа: 26 с, 2 табл., 1 рис., 14 источников, 2 приложения

МАЛЫЙ БИЗНЕС, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Объектом исследования является предприятия малого бизнеса Республики Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является проблемы и перспективы малого бизнеса

Цель данной работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать малый бизнес и выяснять его роль в рыночной экономике;

- рассмотреть опыт других стран в этой области, выделить положительные и отрицательные его стороны;

- рассмотреть положение малого бизнеса в Беларуси,

- наметить перспективы развития малого бизнеса Беларуси.

Автор подтверждает, что все приведённые в работе материалы, расчеты объективно отражают состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1. Характеристика малого бизнеса

1.1 Понятие, виды, критерии малого бизнеса

1.2 Особенности и функции малого бизнеса

2. Взаимодействие малого бизнеса с государством

2.1 Государственная поддержка малого бизнеса

2.2 Опыт поддержки малых предприятий в различных странах

3. Проблемы и перспективы малого бизнеса в Беларуси

3.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в Беларуси

3.2 Перспективы развития малого бизнеса Беларуси

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более развитых странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес в экономически развитых странах, так как развитие малого бизнеса поможет стране решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в Беларуси может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса. Система государственной поддержки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, для того, что бы малый бизнес смог и дальше развиваться.

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

Научная и практическая значимость темы данного исследования существенна в связи с необходимостью обеспечения для Республики Беларусь на современном этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации экономических связей с другими странами, совершенствования законодательной базы для преодоления кризиса в этом секторе экономики.

1. Характеристика малого бизнеса

1.1 Понятие, виды, критерии малого бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для обеспечения занятости и экономического развития страны. Как показывает мировой опыт, чем больше в стране субъектов малого бизнеса, тем выше доход на душу населения, а, следовательно, и благополучие в обществе.

Малый и средний бизнес - важный фактор поддержания социальной стабильности в обществе. Этот сектор быстрее, чем крупный бизнес, адаптируется к изменениям деловой конъюнктуры, переориентируясь на новые инновационные виды деятельности. В условиях, когда крупные предприятия почти исчерпали свой ресурс и требуют значительных финансовых вливаний, малый и средний бизнес может сыграть важную роль в увеличении валового внутреннего продукта страны, стать основой для формирования среднего класса и способствовать созданию новых рабочих мест.

По оценкам Международной финансовой корпорации, в настоящее время в секторе малого бизнеса в Беларуси занято около одного миллиона человек [11], что составляет примерно 25% экономически активного населения страны. Правительство Беларуси планирует довести долю малого и среднего предпринимательства до 24% - 27% в ВВП к 2013 году [1]. Однако чтобы достигнуть намеченных показателей, необходимо сконцентрировать усилия государственных органов на формировании благоприятных условий для ведения бизнеса, поскольку доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны за последние несколько лет не превышала девяти процентов.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь представлены в таблице 1 Приложение А.

Критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать:

- среднесписочная численность работников

- количество работников по списку за все календарные дни отчетного периода [3];

- вид деятельности - дополнительный признак к среднесписочной численности работников, т. е. ограничивается количество работников по определенному виду деятельности; не может рассматриваться как самостоятельный критерий;

- годовой оборот или баланс за предыдущий год - данные, которые отражаются в бухгалтерском балансе за отчетный год;

- цель деятельности малых и средних предприятий - это извлечение прибыли;

- состав учредителей - процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда малого или среднего предприятия. Рассматриваются особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси и некоторых соседних странах, а именно в России и Польше.

В теории предпринимательства имеются различные подходы как при установлении признаков, позволяющих классифицировать предпринимательство, так и при определении качественных и количественных характеристик этих признаков, поэтому часто отнесение той или иной предпринимательской деятельности к тому или иному типу может являться относительно «размытым», чрезмерно обобщенным. При установлении видов малого бизнеса определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.

Малый бизнес можно классифицировать по различным характерным признакам.

По формам собственности в рыночной экономике малый бизнес развивается как частная и государственная собственность. Частная собственность проявляется в форме индивидуальной и коллективной (партнерской).

По признакам законности малый бизнес подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство. Незаконным предпринимательством в является предпринимательская деятельность без регистрации или с нарушением условий регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования,...

Другие файлы:

Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Социально-экономическая роль малого бизнеса. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Респуб...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Характеристика малого бизнеса. Виды, субъекты и формы предпринимательства, факторы его развития и эффективность функционирования. Проблемы и перспекти...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Сущность и содержание понятия "малый бизнес", дилемма малого бизнеса и предпринимательства. Организационно-правовые формы малого предпринимательства....

Возможности совместного и малого бизнеса
Роль малого и совместного бизнеса в рыночной экономике. Экономическая природа предпринимательства. Состояние развития и проблемы малого и совместного...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Виды, субъекты, факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе, его значение в рыночной экономике. Анализ структуры и специфики функцио...