Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Конкуренция и монополия. Демонополизация экономики России

Тип: лекция
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Анализ моделей поведения в условиях совершенной конкуренции. Изучение экономической природы, причин возникновения, последствий и методов регулирования (административные, косвенные) монопольного рынка. Ознакомление с международным опытом демонополизации.
Краткое сожержание материала:

Тема: "Конкуренция и монополия. Демонополизация экономики России"

Сущность конкуренции, ее виды и формы

Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях, среди которых:

нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи - разоряются);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория М. Портера, известная под названием "модель пяти сил конкуренции", согласно которой выделяются пять конкурентных сил.

Соперничество среди конкурирующих продавцов.

Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

Угроза появления новых конкурентов.

Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Пять сил конкуренции определяют в конечном счете условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его экономические единицы.

Различают следующие виды конкуренции:

внутриотраслевую;

межотраслевую.

В таблице приведены сравнительные черты различных видов конкуренции.

Признаки

Виды конкуренции

внутриотраслевая

межотраслевая

Субъекты

Предприятия одной отрасли

Предприятия разных отраслей

Объекты

Условия производства и сбыта

Сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

Различие индивидуальной стоимости однородных товаров

Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала

Результат

Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары

Средняя прибыль и цена производства

Основными формами конкуренции являются:

Совершенная конкуренция характерна для свободного "чистого" рыночного хозяйства. В этих условиях фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции, так как не существует ограничений для предложения любых товаров и услуг.

Несовершенная конкуренция характерна для современного монополистического и олигополистического рынков. В этой ситуации фирмы могут воздействовать на условия реализации товаров и услуг конкурентов, так как существуют ограничения на предложения любых товаров и услуг.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.

Несовершенной форме конкуренции соответствуют различные виды конкуренции:

Чистая монополия - рыночная структура, которая позволяет влиять на цену Т или У, контролируя всю или большую часть производства.

Олигополия образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

Методы конкурентной борьбы

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем организации лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. Ценовая и неценовая конкуренции являются основными методами конкурентной борьбы.

Ценовая конкуренция - это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

Неценовая конкуренция - это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических и инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества и ассортимента товара, а также продление его жизненного цикла.

Неценовая конкуренция включает:

технический уровень, новизну и качество товара;

создание товаров-субститутов;

послепродажное техническое обслуживание;

рекламу.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Совершенная и несовершенная конкуренция являются основными формами конкуренции.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Основные признаки совершенной конкуренции показаны на схеме

Совершенная конкуренция - абстракция, в жизни всегда есть элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая выводы на совершенной конкуренции потеряла свое значение.

Во второй половине XIX в. постепенно возникают крупные предприятия и их объединения. В настоящее время например в США доля крупных предприятий составляет 0,5% и они вырабатывают 35% объема продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Основные виды несовершенной конкуренции были охарактеризованы выше.

В свою очередь основным формам конкуренции соответствуют различные типы рыночных ситуаций.

Типы рыночных ситуаций

Рассмотрим сравнительную характеристику различных типов рыночных ситуаций в таблице:

Тип рынка

Число фирм, производящих продукцию

Тип продукта

Контроль над ценой

Межотраслевой перелив капитала

Пример области экономики

Рынок свободной конкуренции

Множество независимых

Стандартизированный

Цены определяются рынком

Относительно легкий

Некоторые отрасли сельского хозяйства

Рынок несовершенной конкуренции

Чистая монополия

Одна крупная

Уникальный, нет близких заменителей

Практически полный контроль

Очень трудный

Некоторые коммунальные предприятия

Олигополия

Несколько крупных

Стандартизированная

Существует влияние ценового лидера

Трудный

Производство стали и алюминия, автомобилестроение, машиностроение

Монополисти-ческая конкуренция

Достаточно много

Дифференци-рованный

Влияние ограничено

Возможен

Производство зубной пасты, розничная торговля

Теория несовершенной и монополистической конкуренции

Маршалл рассматривал отклонение от чистой конкуренции скорее как исключение; у него монополист "в какой-то степени желает сп...

Другие файлы:

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике России
Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигопо...

Основы экономики
Главная функция и основные формы экономики. Конкуренция и монополия. Ценовая и неценовая конкуренция. Существование государственных монополий на рынке...

Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики
Когда я выбирал тему для курсовой, я пытался выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, явля...

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Дифференциация продукта на рынке. Характерные черты олигополии....

Монополия
В данной работе были раскрыты вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий, осо...