Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Конкурентоспособность экономики России на примере кондитерской промышленности

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Экономическая сущность и принципы управления национальной конкурентоспособностью; оценка ее эффективности затратно-ценовым и рейтинговым методами. Ознакомление с опытом конкурентной борьбы российских производителей на примере кондитерской промышленности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

1. Введение

2. Понятие конкурентоспособности. Общая характеристика конкурентоспособности экономики России

3. Конкуренция российских и иностранных производителей в кондитерской промышленности

4. Заключение

1. Введение

Объект политики национальной конкурентоспособности -- величина имеющихся и будущих ресурсов, оцениваемая с позиции приоритетов национальной программы развития, значимость которых определяется через угрозы и вызовы внешних рынков. С этой точки зрения, общество не "доказывает" внешним странам право на свое существование (тем более руководствуясь критериями экономической рациональности). Источник легитимации национальной программы развития находится внутри самого общества, а экономика реализует доступные по ресурсам варианты национальных приоритетов.

Управление национальной конкурентоспособностью -- это:

поддержание широкого общественного консенсуса в отношении целей и методов национальной программы развития и экономического порядка (институциональной основы экономики). Обеспечение на этой основе управляемости экономики;

расширение возможностей экономики по капитализации имеющихся сравнительных преимуществ за счет ее специализации на рынках, обусловливающей получение ренты разных видов. Превращение извлекаемых доходов в системный фактор роста (в том числе путем их перераспределения между секторами экономики);

развитие внутренней способности экономики к инновационному обновлению, гибкому реагированию на возникающие "окна возможностей" на внутренних и внешних рынках. Поддержание благодаря этому высокого уровня и роста эффективности относительно других центров силы (включая уровень производительности труда и энергоемкости);

обеспечение достаточного уровня сбережений и эффективной системы их конвертации в инвестиции, что создает возможность для высоких темпов накоплений и повышения их качества;

минимизация рисков для эффективного пространства суверенитета (пространства стратегических союзных отношений);

* обеспечение устойчивости экономики к внешнеторговым, финансовым и другим шокам.

Оценка ключевых компетенций, обеспечивающих управление национальной конкурентоспособностью, развертывается в трех "осях координат".

Во-первых, с позиции оценки изменения системы ожиданий действующих лиц в отношении собственного будущего. Это связано со сдвигами, касающимися источников легитимации и содержания целей развития (степень централизации политической власти, выбор англосаксонской или континентальной модели права или финансовой системы и др.). Если общество составляет новую программу действий, оно заново определяет зону активности и, естественно, изменяет набор факторов, который в итоге становится объектом анализа национальной конкурентоспособности.

Во-вторых, с точки зрения анализа и прогноза внутренней инерции экономического и политического пространства. Необходима оценка как рисков ухудшения экономических факторов, так и возникновения внутри системы новых возможностей.

В-третьих, со стороны оценки состояния внешней экономики. Речь, прежде всего, идет об оценке значимых трендов и анализе особенностей, свойственных ключевым контрагентам страны. Проблема возникает в связи с тем, что национальная экономика по независящим от нее причинам может становиться объектом внешнего воздействия.

Это может происходить по двум причинам. Либо у внешних контрагентов возникает заинтересованность в ресурсах, находящихся под национальной юрисдикцией (в предельном случае -- критически важных для национальной безопасности), -- запасах природных ресурсов, территориях, интеллектуальных правах, зонах ответственности в поддержании мира и т.п. Либо, наоборот, внутренняя логика развития национальной экономики может требовать обращения к тем или иным внешним ресурсам (что раннее было неактуально).

В данной системе координат обеспечение национальной конкурентоспособности предполагает:

эффективную координацию экономики и политики (что должно сформировать широкую общественную поддержку курса экономического развития);

инвентаризацию сравнительных преимуществ экономики;

развитие конкурентной среды в пространстве национальной юрисдикции;

формирование системы стратегического прогнозирования и планирования, нацеленной на выявление узких мест, препятствующих реализации наиболее важных конкурентных преимуществ национальной экономики;

проведение стратегического аудита, охватывающего всю систему управления национальной экономикой;

разработку стратегии долгосрочного развития всех значимых секторов экономики.

Поскольку обеспечение конкурентоспособности экономики по всем направлениям практически невозможно, возникает необходимость решения двух главных задач: создания механизмов определения национальных приоритетов и формирования системы мер, обеспечивающей согласование усилий экономических игроков в ходе реализации выработанных приоритетов. Приоритеты стратегии национальной конкурентоспособности определяются в логике узких мест (как в реальной экономике, так и в механизмах экономической политики), сдерживающих капитализацию конкурентных преимуществ.

Формой расшивки этих ограничений могут стать проектные формы в виде стратегий, национальных проектов, целевых программ и т.п., основанных на принципах частно-государственного партнерства.

По отношению к внутренним факторам конкурентоспособности ключевыми являются следующие аспекты:

инновационная емкость, стремление к инновациям;

способность не только создавать новое, но и выводить старое;

стимулирование возникновения новых бизнесов;

транспарентность, легальность, вывод бизнес-процессов из тени;

договороспособность, эффективность право применения;

инвестиционная привлекательность, привлечение новых капиталов;

управление рисками;

устойчивость и адаптивность, способность задействовать новые ресурсы, заранее реагируя на исчерпание старых и на возникающие угрозы;

эффективность государственного администрирования.

По отношению к внешним факторам национальной конкурентоспособности главное -- оценка реакции внешних центров экономической силы и определение места России в глобальной системе координат.

конкурентоспособность затратный рейтинговый

2. Понятие конкурентоспособности. Общая характеристика конкурентоспособности экономики России

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производства, предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции; макро - народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции (рис.1.). Конкурентоспособность на микро, мезо - и макроуровнях влияет друг на друга. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутренней политики и в стратегиях развития компаний. Причем чем более развита экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимодействие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой государством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупными компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государством и обществом.

Существует закономерность: чем более экономически развито государство, тем в большей степени инициатива такого взаимодействия исходит от микроуровня, т.е. от самих компаний. Именно крупные компании в развитых странах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности.

Общая характеристика конкурентоспособности экономики России.

Под конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 подхода: затратно-ценовой, рейтинговый и на основе реализованных конкурентных преимуществ.

В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой отношением заработной платы к производительности труда, имеет конкурентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами. Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса технологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.

Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная...

Другие файлы:

Специфика развития кондитерской промышленности в России
Экспресс-анализ рынка кондитерских изделий. Крупные холдинги кондитерской промышленности России: компания "Нестле", холдинг "Объединенные кондитеры",...

Рынок кондитерских изделий
Общая экономическая характеристика кондитерской отрасли. Производственные мощности кондитерской промышленности РФ по годам. Основные направления деяте...

Перспективы технического, экономического и социального развития кондитерской промышленности
История и экономическая характеристика ОАО "Воронежский экспериментальный комбикормовый завод". Должностная инструкция сотрудника бухгалтерии. Монитор...

Повышение конкурентоспособности российской экономики
Проблемы экономики России в контексте повышения конкурентоспособности. Теоретические основы конкурентоспособности. Страновая конкурентоспособность. Ме...

Использование конкурентных стратегий в развитых отраслях экономики
Особенности конкурентных стратегий в российской кондитерской промышленности. Характеристика, конкуренция и конкурентные стратегии холдинга. Анализ рос...