Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Конкурентоспособность предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие конкурентоспособности фирмы. Организационная характеристика ООО "Лотус" и экономические показатели деятельности предприятия. Анализ рынка и основных конкурентов. Оценка сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности фирмы

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы

1.2 Виды конкуренции и конкурентная среда

1.3 Методы измерения конкурентного преимущества

2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Лотус"

2.1 Организационная характеристика предприятия ООО "Лотус"

2.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия

3. Оценка конкурентоспособности ООО "Лотус"

3.1 Анализ рынка и основных конкурентов

3.2 Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентоспособности продукции

3.4 Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Проблема повышения конкурентоспособности во всем ее многообразии имеет большое практическое значение и неизменно находится в центре внимания деловых кругов во всех странах мира. Заявленная высшим руководством России стратегия построения эффективной рыночной экономики требует серьезных усилий по повышению конкурентного потенциала российских фирм и производства конкурентоспособных товаров.

В советский период конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания. В рыночной системе хозяйствования данная категория является ключевой, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно - управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. Возможности эти реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с этим проблема поиска наиболее рациональных и эффективных систем управления конкурентоспособностью приобретает особую актуальность.

Цель курсовой работы - провести анализ методов и дать оценку конкурентоспособности предприятия, разработать направления ее повышения. конкурентоспособность экономический рынок продукция

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия;

- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

- провести сравнительный анализ конкурентоспособности продукции фирмы по показателям качества и цене;

- предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Объект исследования - предприятие по производству и реализации элитной корпусной мебели ООО "Лотус".

Предмет исследования - конкурентоспособность ООО "Лотус".

При написании работы применялись следующее методы исследования:

монографический, экономико-статистический, аналитический и др.

Теоретической и методологической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, труды российских и зарубежных учёных-экономистов по исследуемой проблеме. Информационной базой исследования явились первичная бухгалтерская, финансовая отчётность конкретного предприятия за период 2008-2010 гг.

1. Конкурентоспособность фирмы: теоретический аспект

1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности фирмы

Слово конкуренция происходит от латинского "concurrere", что в переводе означает сталкиваться. Природа конкуренции сложна, и, по всей видимости, лежит в основе человеческого бытия, выражающегося в борьбе за существование. В своих работах классики экономической теории отводят конкуренции ведущую роль в развитии экономических систем.

В широком понимании под конкуренцией понимается борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ, соперничество на каком либо поприще, стремление получить то, что стремиться получить еще кто-то другой в то же самое время. Конкурировать - значит соперничать, бороться с кем-либо за достижение первенства, лучших результатов, преимуществ, не уступать в каких либо качествах.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от последнего способности выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам, в противном случае, ему грозит вытеснение с товарных рынков. В чем же все-таки сущность конкурентоспособности?

Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно два понятия: конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы. Понятно, что конкурентоспособность товаров и услуг, с которыми фирма выходит на рынок является одним из существенных факторов конкурентоспособности фирмы, но не сводится к ней.

Кныш М.И. [14] характеризует конкурентоспособность продукта как степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя, то есть конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Андреева О.Д. рассматривает конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию [5]. Данное определение учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.

Перечисленные недостатки устранены в определении Швеца В.Е. [8]: "Конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя". Автор показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.

Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность товара четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов. В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, перечень которых приведен в приложениях 1 и 2 соответственно [19].

Однако конкурентоспособность фирмы не сводится к понятию конкурентоспособности товара. Наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Определения конкурентоспособности организации

Автор определения

Определение

1. Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. [17]

Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

2. Киперман

Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

3.Перцовский

Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

4. Фатхутдинов [19]

Способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

5. Хруцкий, Корнеева

Это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

Обобщив причисленные определения, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Таким образом, что, организация, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок...

Другие файлы:

Конкурентоспособность предприятия
Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества. Формирование конкурентных преимуществ предприятия. Анализ стратегий конкуренц...

Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления
Конкурентоспособность предприятия торговли и определяющие ее факторы. Управление конкурентоспособностью в торговле. Анализ конкурентоспособности ООО "...

Конкурентоспособность предприятия, способы и мероприятия для её повышения
Конкурентоспособность предприятия: сущность, определение, параметры и показатели. Анализ конкурентоспособности ООО "Строительные материалы". Оценка ко...

Конкурентоспособность туристского предприятия в современных условиях
Конкуренция и конкурентоспособность предприятия. Ключевые факторы успеха турфирмы. Основные цели и направления деятельности туристического предприятия...

Конкурентоспособность туристского предприятия
Понятие конкурентоспособность предприятия, методы ее оценки. Анализ финансовой деятельности туристского предприятия. Оценка конкурентных преимуществ....