Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Инновационные преимущества

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие технологических инновация и их влияние на протекание экономических процессов, преимущества крупных и малых фирм в данной сфере. Влияние инноваций на структуру отрасли, ключевые вопросы. Кооперация малого и крупного бизнеса в сфере НИОКР.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

6

Размещено на

Введение

Технологические инновации оказывают значительное влияние на протекание экономических процессов. Введение усовершенствованных методов производства является одним из главных способов технологического прогресса.

Многие промышленно развитые страны - США, Япония, Швеция и др. - приобрели сравнительное преимущество в международной торговле не благодаря наличию земли, труда и капитала, а главным образом благодаря превосходству в создании и производстве технологически прогрессивных продуктов, таких, как самолеты, специальное оборудование, электронные компоненты, фармацевтические товары и компьютеры.

Производственные инновации существенным образом изменяют структуру спроса на труд, увеличивая спрос на квалифицированных рабочих и ослабляя спрос на неквалифицированных, что оказывает сильное воздействие на распределение дохода.

Наконец, технологические изменения воздействуют на структуру отрасли.

Ключевые инновации часто выдвигаются новыми фирмами, что дает им преимущество перед менее успешными участниками рынка, определяя новые структурные условия, в рамках которых ведется конкурентная борьба.

Имеет место и обратное влияние: структуры отрасли на протекание инноваций.

Цель данной работы: охарактеризовать инновационные преимущества крупных и малых фирм.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Инновационные преимущества крупных и малых фирм

Анализ влияния инноваций на структуру отрасли на уровне отдельной фирмы неизбежно порождает следующие ключевые вопросы:

- существует ли для данной отрасли зависимость между относительными размерами фирмы и ее способностью к проведению инноваций?

- влияет ли диверсификация деятельности компании на степень агрессивности проводимых ею НИОКР? (Иначе говоря, проводят ли диверсифицированные компании, действующие во многих отраслях, более агрессивные НИОКР, чем компании, которые специализируются на выпуске одной группы товаров?)

Несмотря на особую значимость данных вопросов, теория часто не способна предоставить определенные прогнозы относительно размеров фирмы и степени ее диверсификации как влияющих факторов. Как показывает история развития экономики ХХ - начала XXI столетий, полное вытеснение с рынка фирм какого-либо типа невозможно, поскольку человеческие потребности только возрастают. Компании разного типа не просто сосуществуют рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. В условиях инновационной экономики этот фактор становится доминирующим, поскольку любая фирма получает преимущества независимо от ее размеров.

Подавляющая часть научных исследований выполняется крупнейшими предприятиями, которые способны до 5-10% средств, заработанных от продажи своей продукции, направлять на самофинансирование НИОКР. И тем не менее, радикальные нововведения, меняющие направления развития отрасли с неизменной закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных фирм, действующих в авангарде НТП. При этом характерной особенностью нововведенческой деятельности малых фирм является их преимущественная ориентация на создание продуктовых технологий, а не новых технологий. Именно такая ориентация приносит наибольший коммерческий успех на начальных стадиях функционирования фирмы на рынке.

Фирмы с небольшими или (для новых фирм) нулевыми долями рынка имеют стимулы форсировать темп инноваций в том случае, если они могут ожидать выигрыша от пионерных преимуществ и надеются захватить значительную долю рынка. Однако доминирующие фирмы при этом часто проводят агрессивную политику, стремясь минимизировать число фирм-аутсайдеров или даже просто устранить их. В большинстве случаев лишь эмпирическим путем можно оценить, какой из вариантов стратегии является более характерным.

Факторы, обуславливающие важную роль малых инновационных фирм в области нововведений:

- мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям (во главе чаще стоит энтузиаст, сам новатор);

- сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами как внеэкономического плана (инновация становится делом жизни и чести инноватора), так и коммерческого, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит автору состояться в качестве предпринимателя;

- узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей, малый управленческий персонал;

- ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;

- готовность нести огромные риски, неприемлемые для крупных и средних предприятий, в силу качеств, присущих пионеру.

Можно говорить о наличии как преимуществ, так и недостатков крупных компаний в поддержке исследований и инноваций. Их размер позволяет им поддерживать диверсифицированный портфель проектов НИОКР, что снижает общий риск реализации проектов. Еще одно потенциальное преимущество крупных компаний заключается в их способности использовать эффект масштаба. Крупные корпорации имеют возможность привлекать капитал по более низким ценам, чем их более мелкие конкуренты, и поэтому могут лучше финансировать крупные НИОКР.

Крупные корпорации обычно обладают хорошими каналами сбыта и могут получать эффект масштаба в рекламной и других видах деятельности по стимулированию сбыта. Подобного рода преимущества позволяют им в более короткие сроки проникать на рынки с новыми продуктами, увеличивая при этом ожидаемую прибыль. И наконец, крупные производители обладают более сильными стимулами развития усовершенствований внутренней технологии.

Однако такие впечатляющие действительные и потенциальные преимущества должны быть сопоставлены с существенными недостатками корпоративного размера. Во-первых, исследования в крупных лабораториях могут быть излишне организованы. При слишком большом количестве работников, вовлеченных в проект, они затрачивают непропорционально большое количество своего времени на написание различного рода отчетов в ущерб творческой деятельности, непосредственно посвященной поставленным задачам.

Еще более важным является то, что малые фирмы в большей степени склонны к принятию риска. Общеизвестно, что на долю новых фирм, не связанных с уже признанными технологиями, приходится значительная часть новых подлинно революционных продуктов. Большинство выдающихся изобретений XX в. увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии известного времени стали производиться крупными корпорациями. И это неудивительно.

По данным американских ученных, 70-80% всех исследований и разработок «умирают» уже на первой стадии - проработке идей, затем процент «смертности» снижается, а оставшиеся идеи приобретают более или менее коммерческую ценность и практическую осуществимость. Около 80 новых продуктов, поступающих на рынок, вообще не имеют успеха и снимаются с производства.

Крупные фирмы, желая удержать уже приобретенные позиции рынке и в производстве, в большей степени опасаются за свои завоевания, а потому идут по пути незначительных модификаций и улучшения старой продукции, а не создания новой. Для них нововведения означают лишь увеличение прибыли или расширение рынков, для мелких же фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Поэтому неудивительно, что крупные корпорации не стремятся применять технологические или технические новшества, в корне меняющие процесс производства, пока не убедятся в их действительной эффективности или пока конкуренты не начнут применять данное нововведение.

инновация отрасль технологический кооперация

Таблица 1 - Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малых и крупных фирм в развитии инновационных процессов

...
Другие файлы:

Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятий
Инновационные процессы как основа экономического развития. Анализ диффузии инноваций - распространения новшеств в обществе. Исследовательский, проектн...

Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Понятие педагогической инноватики. Сущность метода проектов, идеологии обучения в сотрудничестве и игрового обучения. Цели модульной и дистанционной ф...

Инновационные процессы в Украине
Особенности национального отношения к инновационной деятельности на Украине на современном этапе, его основные причины, отличительные черты дискурса н...

Управление знаниями
Информационные технологии стремительно меняют бизнес. Все чаще конкурентные преимущества компаний зависят не от размеров и качества их материальных ак...

Инновационные технологии XXI века в лечении геморроидальной болезни
Причины увеличения геморроидальных узлов. Сосудистый фактор развития геморроя. Методы диагностики болезни. Классификация, отражающая патогенез заболев...

Малые хозяйственные системы

Корпоративные хозяйственные системы

Преимущества

Лучше используют стимулирующие

возможности рынка - конкуренцию

Монополистическое положение на рынке, совокуп-ные выгоды такого положения для корпорации

«Плодовитее» в создании инноваций

«Плодовитее» в создании инновационных факторов

Меньше затраты на создание инноваций

Имеют возможность инвестировать больше средств. Легче доступ к банковскому кредиту.

Проще управление созданием и использованием инноваций

Большая устойчивость в случае неудачи инновационного проекта

Мобильнее и гибче в реакции на меняющуюся конъюнктуру рынка

Возможность нанять большее число ученых, инженеров, конструкторов, техников

Лучше реализуются индивидуальные особенности изобретателей-предпринимателей