Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Инновационная деятельность предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущность, содержание, методы оценки инновационной активности, пути использования данной экономической категории в теории и практике не только инновационного, но и стратегического менеджмента предприятий. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА»

Кафедра экономики и организации производства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика предприятия малого бизнеса»

Тема «Инновационная деятельность предприятия»

Выполнил Мухамадеева А.Е.

Группа М111

Руководитель работы

Харина Л.И.

ОМСК 2013 г.

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа состоит из аннотации, введения, содержания, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении рассматриваются актуальность вопроса, цель данной работы, задачи исследования, объект, предмет и методы проведения анализа.

В первой главе освещаются теоретические аспекты инновационной деятельности. Дано понятие инновации, его классификации, назначение и роль в производстве.

Во второй главе рассматриваются основные расчетные экономические показатели инновационной деятельности. Произведен комплексный анализ инновационной активности 3-х предприятий.

В третьей главе рассматривается эффективность использования инновационных проектов и пути их улучшения. Для предприятий разработаны рекомендации по выбору направления дальнейшего инновационного развития.

В заключении приведены основные выводы по трем главам.

Тема курсовой работы - «Инновационная деятельность предприятия (на примере трех условных предприятий). Объем работы 50 стр., рисунков - 2 шт.; таблиц - 8 шт., 20 источников информации.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап - научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.

Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстенсивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление, большие потери;

2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник - нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) - это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики. Об этом и о необходимости активизации инновационной деятельности свидетельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70-85 % валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций, новшеств. Отметим, что в начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55-65 %. В России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25-30 %.

В настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах - 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6-9 % промышленных предприятий, а в промышленно развитых странах 35-40 %.

В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоящее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновационной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ.

Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3-0,5 %, в то время как доля Германии - 17 %, США - 36, Японии - 32 %. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте России составляет 3-4 %, в Китае - 22, Южной Корее - 38, Венгрии- 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инновационный путь развития, - 1 млн долл.

Согласно определению международного стандарта «инновация -- это конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности.Только те предприятия, которые не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут продолжать свое развитее в современных условиях.

Целью исследования является рассмотрение теоретических вопросов инноваций деятельности и эффективность их использования.

Для достижения указанной цели в работе последовательно поставлены и решены следующие задачи:

- уточнены основные понятия теории инноваций: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная политика», «инновационная система» в контексте поставленной цели курсовой работы;

- исследованы природа и сущность инноваций, дана их классификация и выявлены особенности инноваций;

- проведена оценка экономической эффективности инноваций на примере трех предприятий.

1. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Сущность понятия «инновация»

В последние годы часто используется термин «инновация» (наряду с такими, как «нововведение» и «новшество»).

Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (то есть вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века. При этом под инновацией подразумевалось изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. При этом ключевыми понятиями являются «НТП», «новшество», «нововведение», «инновация». [1, с.241]

Научно-технический прогресс (НТП) -- это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге -- повышение благосостояния нации.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаи...

Другие файлы:

Инновационная деятельность предприятия
Инновационная деятельности. Инновации, их экономическая сущность и значение. Инновационный процесс как объект управления. Структура инновационного про...

Инновационная деятельность предприятия
Экономическая сущность и значение инноваций. Главные факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия. Экономическая характеристика ОАО "Чу...

Инновационная деятельность в России и за рубежом
Понятие инноваций и инновационной деятельности. Инновационная деятельность в России и за рубежом. Краткая характеристика предприятия ОАО "Стройматериа...

Инновационная деятельность предприятия 2

Инновационная деятельность и экономическое развитие государства
Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики, влияние на экономический рост. Нормативно-правовой аспект инновационной деятельн...