Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Анализ состояния украинской фармацевтической отрасли. Зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности, возможность его использования в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины

Выводы

Использованные источники

Введение

Тема контрольной работы «Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины» по дисциплине «Управление экономикой».

Цель работы - проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности и отметить, что он может быть использован в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.

Зарубежный опыт импортозамещения в фармацевтической отрасли на примере Украины

фармацевтический импортозамещение лекарственный

Развитие Украины как независимой, демократической и социально ориентированной страны сопровождается интенсивными преобразованиями в социально-экономической сфере, трансформацией социально-общественных и государственно-управленческих отношений, вследствие чего существенно изменяются роль институтов государства и их функции. В связи с широким обсуждением политической реформы в Украине эти вопросы имеют принципиальное научно-практическое значение и безусловную актуальность. Важным элементом системы государственного управления является управление фармацевтической отраслью, которая занимает значительное место как в системе здравоохранения, так и в экономике страны в целом. Фармация Украины исторически занимала лидирующие позиции в научно-образовательной, производственной и аптечной сферах, поэтому является стратегически важной составляющей макроэкономического комплекса страны.

За годы независимости Украины постоянно менялись подходы к фармации и органы государственного управления ею: поиск эффективных принципов государственного управления и их соотношения - комплексных и отраслевых, организационных и структурно-функциональных, централизации и децентрализации - был иногда хаотичным. В результате непоследовательных изменений и необоснованных решений государство лишилось возможности влиять на инновационную активность предприятий фармацевтической отрасли, в том числе и в сфере импортозамещения.

Этим проблемам посвящены труды С. Котляр, А. Иващенко, И. Нильва, О. Ярмаш и др. Ученые справедливо указывают на необходимость применения именно стратегии импортозамещения, поскольку она отвечает определяющей цели развития фармацевтического рынка - обеспечению потребностей населения в качественных лекарственных средствах отечественного производства. Вместе с тем ее использование не может считаться однозначно позитивным, поскольку при реализации возникает ряд противоречивых моментов. Тем не менее, зарубежный опыт решения проблем перехода к стратегии импортозамещения говорит о возможности активного влияния государства на эти процессы.

В последние годы для Украины характерно отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Реалии требуют от руководства страны решительных шагов по изменению приоритетов внешнеэкономической деятельности с учетом мирового рынка.

Украинская фармацевтическая промышленность производит свыше 1400 препаратов, половина из которых реализуется на внутреннем рынке. Отечественные производители разрабатывают аналоги импортных лекарственных средств, но полностью удовлетворить потребности не могут. Остро стоит вопрос обеспечения жизненно необходимыми лекарствами зависимых от них больных.

По данным мониторинга госпитального рынка, в прошлом году в Украине за государственные средства всех уровней (госбюджета и местных бюджетов всех уровней) приобретено лекарственных средств на сумму 3,5 млрд. грн., в которых доля импортных составляла в денежном эквиваленте 55% (1,94 млрд. грн.), отечественных - 45% (1,6 млрд. грн.). В целом было закуплено 1540 брендов и лекарств с незапатентованными названиями; из них 850 - это импортные, не воспроизведенные украинскими производителями, 340 - которые имеют отечественные аналоги, 350 - наши оригинальные лекарственные средства. Причем импортных препаратов, генерики которых производятся в Украине, приобретено на сумму 1,24 млрд. грн. Цена на такую продукцию импортных производителей в 3,4 раза выше, чем отечественных. Поэтому при осуществлении закупок по ценам украинских производителей можно было бы сэкономить 0,8 млрд. грн. Оригинальных импортных средств в прошлом году приобретено на 1 млрд. грн. (28%). Это могло бы свидетельствовать о высоком уровне медицинских технологий и значительном достатке, если бы в больницах не отсутствовали элементарные базовые препараты для оказания неотложной помощи. Если провести анализ того, какие из оригинальных лекарственных средств были приобретены за бюджетные средства, то выяснится определенная нерациональность. За средства государственного бюджета в основном закупаются лекарства по специализированным программам с четко установленным перечнем препаратов. Заметим, что даже при закупке лекарственных средств по государственным программам практикуется приобретение значительной доли высокостоимостных препаратов, что не дает возможности обеспечить основные нужды системы здравоохранения. Такая же тенденция характерна для закупок за средства местных бюджетов.

Сегодня иностранным фирмам-поставщикам в Украине фактически предоставлен национальный статус. Государство стремится активно влиять на эти процессы, поэтому в 2011 г. Правительство Украины задекларировало курс на разработку и реализацию стратегии импортозамещения.

В соответствии с обозначенными стратегическими приоритетами, Министерство здравоохранения предложило Кабинету Министров Украины проект концепции государственной целевой программы "Развитие импортозаменяемых производств в Украине и замещения импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами, на 2011- 2021 годы". В пояснительной записке к проекту четко определено, что задачей Государственной целевой программы является разработка и производство импортозамещающих отечественных лекарственных средств, биотехнологических препаратов, в том числе вакцин и сывороток, а также обеспечение применения отечественных лекарственных средств в медицинской практике. Речь идет также о переходе украинской фармацевтической промышленности к новой стратегии развития, в центре которой - национальный производитель лекарственных средств.

В процессе решения этих задач целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран, которым удалось справиться с этой проблемой, а также рассмотреть, в чем состоит суть данной стратегии. Доходы страны определяются ее внешнеторговым балансом, поэтому принято две модели развития национальной экономики.

Первая направлена преимущественно на внешний рынок - экспортоориентированная модель.

Вторая - на импортозамещение.

Так, в первом случае развитие обеспечивается за счет притока в страну средств, которые направляются на развитие локального сектора экономики - создание новых рабочих мест. В свою очередь, благодаря росту доходов населения увеличивается емкость внутреннего рынка.

В целом, импортозамещение - это процесс сокращения или приостановки импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными - адекватными или такими, что имеют более высокие потребительские свойства и стоимость, которая не превышает стоимость импортных.

Политику импортозамещения брали на вооружение многие страны, но в большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики. Методы, которыми обеспечивалось преимущество отечественного товаропроизводителя, часто включали установление высокой импортной пошлины, а это не способствовало развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижало эффективность экономики. Отечественные товары оказывались затребованными лишь на внутреннем рынке, что вело к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений. В результате создавался дефицит валютных средств, необходимых для приобретения оборудования и технологий совершенствования производственно-технологической базы предприятий. Таким образом, экономическое состояние страны ухудшалось.

Политика импортозамещения предусматривает развитие экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов страны.

Кроме того, при производстве товаров, ориентированных на внутренний рынок, сложно получить экономию за счет объема производства. Поэтому для поддержки конкурентоспособности локального товаропроизводителя часто внедряются методы ограничения конкуренции со стороны импортной продукции, в частности, путем введения дополнительных налогов на импортируемые товары и искусственного завышения обменного курса национальной валюты. Так, большинство стран в период индустриального развития сначала укрепили внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перешли на модель экспортоориентированной экономики.

Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения, но наиболее сложной для реализации она является на рынке лекарственных средств.

В первую очередь это связано с тем, что импорт аккумулирует львиную долю фармацевтических рынков многих стран мира. В структуре фармацевтических рынков стран ЕС, даже среди крупнейших мировых производителей фармацевтической продукции, показатели импорта превышают в процентном выражении объем продукции локального производства. Так, доля продукции локального производ...

Другие файлы:

Проектирование логистических каналов на зарубежных рынках для предприятия фармацевтической отрасли промышленности, расположенного в г. Минск
Сравнительный анализ вариантов организации каналов закупки фармацевтической продукции на зарубежном рынке и выбор оптимального варианта. Внешнеторговы...

Развитие импортозамещающих производств в Республике Беларусь
Организации производства импортозамещающих товаров. Мировой опыт формирования механизма импортозамещения. Механизм реализации политики импортозамещени...

Организация службы маркетинга на примере фармацевтической отрасли

Управление финансами предприятий автомобилестроительной отрасли
Сущность, элементы и задачи механизма управления финансами предприятия. Анализ исследования проблем финансового менеджмента предприятий отрасли автомо...

Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции
Зарубежный опыт регулирования рыночной экономикина примере Франции.Экономика Франции, как и других промышленно развитых ка-питалистических стран, осно...