Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Концептуальные основы современной теории естественной монополии. Краткая характеристика главных особенностей российских монополий. ОАО "Газпром" как крупнейшая газовая компания в мире. Стратегические цели ОАО "РЖД". Реформирование железнодорожной отрасли.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

Федеральное агентство по образованию РФ

Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского

Финансовый факультет

Дневное отделение

Кафедра теории экономики

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»

Нижний Новгород

2012 год

Введение

В современной России естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Они не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении социальных вопросов.

Естественные монополии функционируют в наиболее общественно значимых сферах деятельности, таких как передача электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, обслуживание транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступная электрическая и почтовая связь. В связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии их доведения до потребителя данные институты имеют большую по сравнению с другими монопольными структурами возможность реализации своих интересов за счет общества. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги естественных монополии при устойчиво низком качестве, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение. Поэтому остро стоит проблема эффективности государственного регулирования деятельности естественных монополий.

В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.

Все это послужило причиной проводимых реформ естественных монополий. В России реформирование естественных монополий началось в конце 90-х гг. и продолжается до сих пор.

Требуется особое внимания к реформированию естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности, что и определяет актуальность представленной курсовой работы.

Цель данной курсовой работы - обобщить научные знания по проблеме естественных монополий, выделить и раскрыть способы регулирования, проследить пути реформирования на современном этапе.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

проанализировать литературу по теме: «естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»;

определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории;

исследовать историческое развитие понятия естественных монополий;

выявить роль естественных монополий в экономике России;

изучить состояние естественных монополий на современном этапе;

проанализировать и систематизировать существующие подходы к проблеме взаимодействия государства и естественных монополий;

выделить современные проблемы реформирования;

рассмотреть последствия реформирования естественных монополий в России.

Глава 1. Концептуальные основы современной теории естественной монополии

1.1 Эволюция понятия естественной монополии в экономической теории

Теория естественной монополии как часть экономической теории начинает развиваться примерно с 60-х годов 20-го века, однако реальный опыт гармоничного существования этого феномена в рыночной экономике вырабатывался с середины 19 века.

Впервые понятие «естественная монополия» было применено Антуаном Огюстеном Курно в 1838 году при исследовании ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов. Он приводит пример собственника источника, который обладает возможностью контролировать потребление воды населением, проживающим ниже по течению реки. Спустя десять лет, в 1848 году Джон Стюарт Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от нее естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.

По мере углубления процессов реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественной монополией называлась фирма, средние издержки которой являются убывающей функцией объема продаж (выпуска) при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Иными словами, существование естественной монополии экономически оправдано минимизацией общественных издержек.

Согласно неоклассической традиции, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой.

Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий (например, в области газо-, тепло-, и водоснабжения нерационально строить конкурирующие трубопроводы). В случае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разнообразия, когда производства комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пассажироперевозок). В современной экономике сфера деятельности многопродуктовых монополий гораздо шире, чем монопродуктовых, поэтому значимость главного в соответствии с неоклассической теорией фактора экономии от масштаба постепенно снижается.

Одним из важнейших отличительных признаков монополий вообще и естественной монополии в частности - наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу действительно выгоднее иметь лишь одну фирму. «Высота» упомянутых барьеров определяется объемом инвестиций, необходимых для создания инфраструктурной сети. При этом вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, а также наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности.

Следовательно, трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия и должна быть дополнена рядом признаков, отличающих естественную монополию от обычной. Прежде всего, речь идет о таком важном признаке естественной монополи, как отсутствие близких субститутов ее продукции. С точки зрения покупателя это означает, что приемлемых альтернатив не существует и приходится приобретать продукт у монополиста по тем ценам, которые он диктует. Невозможность замены товаров и услуг естественных монополий на равноценные делает спрос на эту продукцию неэластичным по цене товара. Именно подобная неэластичность позволяет получать монопольный доход, обусловленных не ростом эффективности, а произвольным завышением цен и тарифов. И, видимо, в данном случае не обойтись без прямого государственного регулирования.

В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигаются общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а также национальной безопасности. Конечно, сама идея естественного монополизма исходит из необходимости исключений из правил конкуренции, но фактор общественной значимости может действовать только в отношении определенного круга товаров и услуг. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов. Это особенно актуально для естественных монополий на местном уровне.

Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и трансакционных издержек. Для институционализма важен не собственно нормативный подход к сущности понятия, а динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Как правило, в естественно монопольную среду предлагается внедрять элементы контролируемых конкурентных отношений. Опыт ряда стран мира, осуществлявших реформирование естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для пользователей именно в силу того, что в результате сопровождавшего вертикальную дезинтеграцию крупных компаний дробления монополии на отдельные хозяйствующие субъекты увеличивались трансакционные издержки, и повышалась стоимость оказываемых услуг.

В последние г...

Другие файлы:

Естественные монополии
Понятие монополии, ее сущность и особенности, история возникновения и развития, значение на современном рынке. Естественная монополия и ее характерные...

Естественные монополии и их реформирование
Сущность понятия естественной монополии в рамках современной теории. Анализ реформирования естественной монополии на примере электроэнергетики, газово...

Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования

Естественные монополии
Причины возникновения монополий. Сущность естественных монополий, их роль в национальной экономике. Методы государственного регулирования деятельности...

Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности