Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Денежно-кредитная (монетарная) политика

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Рынок: понятие, структура и инфраструктура рынка, функции рынка. Классификация видов рынка. Денежно-кредитная политика, ее суть и характеристика ее инструментов. Скорость обращения денег с точки зрения кейнсианцев. Основополагающие условия монетаризма.
Краткое сожержание материала:

Содержание

7. Рынок: понятие, структура и инфраструктура рынка, функции рынка. Классификация видов рынка

31. Денежно-кредитная (монетарная) политика, ее суть и характеристика ее инструментов

43. Задача

Список использованных источников

7. Рынок: понятие, структура и инфраструктура рынка, функции рынка. Классификация видов рынка

Рынок представляет собой определенную форму организации хозяйственной жизни общества, это единство товарного и денежного обращения, посредством которого он оказывает воздействие на общественное производство и весь воспроизводственный процесс.

Рынок берет свое начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена - продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создает спрос и предложение. Развитие рынка предполагает и развитие его субъектов - производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением.

Рынок как процесс взаимодействия продавцов и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков. Первым признаком рынка выступает свобода поведения на нем продавцов и покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должна быть свобода выбора рода деятельности. Все зависит от его умения найти «нишу» для приложения капитала и возможностей. Но рыночные производители не должны быть ограничены в своих действиях юридическими актами. В свою очередь, покупатели также не должны быть ограничены в выборе товаров. Их действия могут определяться только предпочтениями и денежными возможностями.

Вторым признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет присутствия множества продавцов и множества покупателей, что не позволяет им сговориться и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же возникает, государство должно предотвращать и устранять ее посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.

Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться товары и услуги, необходимые потребителям, и приобретаться они должны на рынке, посредством купли-продажи. Ряд изделий и благ изготовляются для собственного потребления, но они не являются товаром.

Названные три признака в своей совокупности образуют парадигму рынка.

Субъекты рынка - продавцы и покупатели - могут быть физическими и юридическими лицами.

Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, продающий или покупающий на рынке товар. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. Таким образом, субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собою в те или иные рыночные отношения.

Кроме понятия субъектов существует также понятие объектов рыночных отношений. В качестве объектов выступают товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок; факторы производства заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы - полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д.

В современных условиях рынок представляет собою весьма сложный хозяйственный организм. Существуют различные подходы к определению структуры рынка. Так, рынок ассоциировался со сферой товарообмена и дифференцировался по объектам рыночных отношений: выделялись рынок средств производства, рынок продовольственных товаров, сырьевой рынок и т.д. Это было оправданным, ибо марксизм, как господствующая идеология ряда стран, отрицал рынок труда, в бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: рынка труда, товарного рынка, рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление наиболее полно отражает структуру рынка.

Переход к системе рыночных отношений по-иному поставил проблему занятости и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязательности труда создавал социальный климат для повсеместного, зачастую неоправданного включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил старую проблему труда и занятости населения и потребовал для ее разрешения немедленного формирования бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.

Существование рынка труда предполагает наличие биржи труда, сложной системы подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний рынок - это обычный рынок профессий, ориентированный на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для него характерна курсовая система подготовки кадров, более экономная и рациональная с точки зрения руководства фирмы. Эта система эффективна в случаях возникновения необходимости в переобучении рабочим профессиям.

Следующим структурным элементом рынка выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах - оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля - это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться посредством бирж и ярмарок; розничная производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. В нашей стране розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственная, кооперативная и открытая рыночная торговля. Кроме того, существует разветвленная сеть объектов общественного питания.

Товарное обращение функционирует в единстве с денежным. Развитие рынка средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что ставит вопрос о движении ссудного фонда, формировании относительно самостоятельного рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации представляют собою долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о вложении определенной суммы денег в развитие предприятия, учреждения или организации. Доход по акциям колеблется в зависимости от доходности производства. Развитие рынка ценных бумаг требует четкой работы фондовой биржи, осуществляющей движение ценных бумаг.

Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Ядром рыночной инфраструктуры выступает банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, состоящую из ряда соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, коммерческие, ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.

Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные операции.

Коммерческие банки выполняют кредитование и расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные средства отчасти получают от центрального банка, отчасти - посредством аккумулирования временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.

В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, и таким образом кредитуя государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д., проводятся трастовые, или доверительные, операции, заключающиеся в том, что они на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Кроме того, коммерческие банки, как и центральный, выполняют расчетно-кассовые операции для населения, предприятий и организаций.

Наряду с банковской...

Другие файлы:

Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность
Понятия, цели, инструменты денежно-кредитной политики. Монетарная политика, её передаточный механизм. Гибкая, жесткая и эластичная денежно-кредитная п...

Денежно-кредитная система и её структура
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства как один из основных инструментов регулирования экономики. Опыт Беларуси в теоретическом и практич...

Денежно-кредитная политика в современной экономике
Основные направления денежно-кредитной политики. Современные тенденции и цели денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики. Мо...

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Модель малой открытой экономики и ее основные черты. Денежно-кредитная политика в условиях фиксированного валютного курса. Развитие производственной к...

Кредитная политика банков: цели, элементы и особенности формирования (на примере коммерческого банка)
В числе тем: кредитная политика банка, анализ кредитной политики банка, денежно-кредитная политика банка, денежно-кредитная политика ЦБ, кредитная пол...