Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Демифологизация неолиберализма: путь к преодолению догматизма в экономической науке

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
История возникновения неолиберализма; его роль в догматизации социально-экономических наук. Выявление футурологического характера большинства теорий "третьей волны". Переориентация отечественных экономистов на новое направление западной мысли - мэйнстрим.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Демифологизация неолиберализма: путь к преодолению догматизма в экономической науке

1. Мифологизация теорий "третьей волны"

2. Преодоление догматических мифов

3. На кого "работает"экономический мэйнстрим

Выводы

Литература

Введение

Тема контрольной работы "Демифологизация неолиберализма: путь к преодолению догматизма в экономической науке" по дисциплине "Экономика Украины".

Цель работы - рассмотреть методологические проблемы социально-экономических наук в условиях неолиберализма, который способствует их догматизации и мифологизации, провести анализ сути "экономики" как основы трансформации большого количества современных экономик, свидетельствующих о необходимости изменения нынешней модели экономического развития.

Дискуссия относительно идеологических основ общественно-экономических преобразований в Украине, начало которой положил академик В. Геец, имеет огромное теоретико-методологическое и практическое значение. Публикации по этому вопросу украинских и зарубежных авторов в журнале "Экономика Украины" являются весомым вкладом в научный анализ причин социально-экономических потрясений в современном мире и сути "транзитологии" в Украине.

Сегодняшние управляющие экономикой нередко находятся в плену неолиберальных мифов, далеких от реалий рыночной экономики. Главный из них -- миф о "невидимой руке", которая может без участия государства и других общественных институтов обеспечить эффективное развитие экономики. Уроки первого глобального финансово-экономического кризиса эти вымыслы опровергают и взывают к преодолению рыночного фундаментализма, для чего необходима новая парадигма развития, освобожденная от экономической и социальной мифологии.

Демифологизация неолиберализма: путь к преодолению догматизма в экономической науке

1. Мифологизация теорий "третьей волны"

Новая "Великая депрессия" разразилась на пороге XXI в. и проявляется в экономике, культуре, морали и других сферах жизни, что свидетельствует о необходимости радикально преобразовать мир. Все разговоры о "демократии" и "свободе" -- это лишь дымовая завеса для сокрытия противоречий глобализации. Как отмечается в книге "Философские вызовы и возможности глобализации", "мир более не является разделенным между двумя мировыми системами и в настоящее время создает одну экономику, вследствие чего коллапс экономики в любой точке мира оказывает волнообразный эффект на весь мир"[2].

Общественное мнение вводят в заблуждение сказками о том, что в развитых странах соотношение 10% самых бедных и 10% самых богатых составляет 1 к 5--7 и обеспечивает гармонию в обществе, где около 60% населения входят в так называемый "средний класс". На этом зиждется миф о том, что в скором времени "постсоветские" страны, используя западную модель неолиберальной экономики, достигнут процветания.

В идеологической обработке общественного сознания идеологи неолиберализма все чаще полагаются на экономическое и социальное мифотворчество. В основу нынешних мифов о настоящем и будущем мировой цивилизации они кладут догматические выводы западной футурологии о сути современного мира и главных трендах развития человечества. Подавая социально-экономические изменения в мире в искаженном виде, многие экономисты и социологи зачастую выполняют социальный заказ государства и монополий, заинтересованных в легитимации своей внутренней и внешней политики посредством диффузии созданной ими мифологии в глобальном масштабе. Большинство теорий "третьей волны" носит и футурологический, и мифологический характер. В их рамках родилось нелепое сравнение глобализации с Мировым океаном, в котором в условиях свободной конкуренции соревнуются большие и малые экономические лодки, а приливная морская волна прибьет всех субъектов глобального рынка к берегу счастья и избавит бедные страны от всех страданий и бед.

Реальность оказалась сложнее прогнозов экономической науки. Множество стран, следующих неолиберальным курсом десятки лет, столкнулись с ростом неравенства, социальных волнений и кризисов даже в случае временного роста ВВП. Изучение индикаторов развития, проведенное недавно Всемирным банком в 59 странах, установило, что во многих из них неравенство выросло независимо от состояния их экономического роста. В их числе было 20 стран (34%) с негативным ростом доходов и увеличившимся неравенством, 3 страны (5%) с негативным ростом доходов и уменьшившимся неравенством, 10 стран (17%) с позитивным ростом доходов и уменьшившимся неравенством и 26 стран (44%) с позитивным ростом доходов и увеличившимся неравенством. Все это свидетельствует, что сокращение неравенства в мире зависит не столько от роста доходов, сколько от их распределения. В настоящее время неравенство между богатыми и бедными во всех трех мирах приняло беспрецедентные размеры: 2% самых богатых домохозяйств владеют 50% мирового богатства, принадлежащего домохозяйствам, тогда как 50% самых бедных домохозяйств владеют менее чем 1% этого богатства.

В таких условиях идеологи глобализации ищут "аргументы" в пользу "ковбойского капитализма" США. Примером препарирования глобальной действительности с претензией на объективность служит монография обозревателя "Нью-Йорк Тайме" Т. Фридмана "Плоский мир", вышедшая в 2005 г. Автор обнаружил "источник индийского богатства", ведущего к выравниванию уровня жизни и созданию "плоского мира", в индийской Силиконовой долине -- Бангалоре, где в поте лица трудятся тысячи индийских работников, выполняя заказы американской информационной экономики менее чем за пятую часть заработной платы своих коллег в западных столицах. Но это не помешало Фридману прийти к выводу: "Глобальное поле для конкурентной игры выравнивается. Мир становится плоским".

В действительности Индия, как и другие "догоняющие" страны, не дает оснований для такого оптимизма. Выводы Фридмана о якобы благоприятных перспективах Индии в случае распространения опыта Бангалора представляют собой очередной миф, прокладывающий путь американским ТНК в страны с дешевой рабочей силой. В то время как многие западные авторы связывают информационный прорыв Индии с торжеством в ней неолиберальной экономики, отрицающей вмешательство государства в хозяйственные дела, индийские ученые считают, что все достижения их страны в разработке программного обеспечения обусловлены созданием благоприятной ситуации для развития ИКТ со стороны правительства и свидетельствуют о пользе государственной поддержки Интернет-технологий, а также о необходимости перенесения этого опыта на другие отрасли индустрии. Однако у Индии и у других "догоняющих" стран необходимых средств для повторения этого опыта нет и не предвидится, что снижает шансы построения "плоского мира" в сегодняшнем мире.

По мнению индийского физика В. Шивы, "Плоский мир" Т. Фридмана дает одностороннюю версию развития Индии, в соответствии с которой в секторе ИКТ заняты всего 1 млн. чел. из 1,2 млрд. чел. населения страны. Рассуждая о преимуществах информационного развития, Т. Фридман иллюстрирует работу и жизнь 0,1% жителей Индии и оставляет в тени показатели, характеризующие труд и быт остальных 99,9% их численности. Среди них -- тысячи фермеров, ежегодно заканчивающих свою жизнь самоубийством вследствие разорительной политики американской корпорации "Монсанто"; миллионы женщин, ставших проститутками из-за невозможности найти работу; тысячи детей, ежегодно умирающих от голода вследствие демонтажа общественной системы распределения продовольствия с целью создания агрорынка. "Мир 99,9% населения Индии стал еще беднее в результате экономической глобализации. ...Стены исключения и дискриминации, которые усиливает глобализация, создаются людьми у власти. Как и Берлинская стена, они также должны быть разрушены, потому что авторитарное правление не совместимо со свободными обществами, а корпоративная глобализация -- это форма авторитаризма и диктатуры, которая лишает нас наших основных свобод и возможности полного раскрытия нашего человеческого потенциала. И мир, который мы регенерируем и реконструируем, не является плоским", -- пишет В. Шива в своей статье "Поляризованный мир глобализации (Ответ на гипотезу Фридмана о плоской Земле)".

Наукообразные сентенции воителей глобального капитализма о свободе и равенстве служат прикрытием неоимпериализма, который преследует цели колонизации и реколонизации многих стран после демонтажа мировой социалистической системы. Как отмечает британский профессор П. Уилкин, возрождение либеральной концепции свободы совпало с реструктурированием глобальной экономики, которое началось в середине 70-х годов и вылилось в расширение неравенства от коэффициента богатства и дохода до смертности и заболеваемости. Это перевело в категорию исключенных всех тех, кто не обладает необходимой социальной, экономической и политической властью.

Больше всего от неолиберализма пострадали народы Азии, Африки и Латинской Америки, освободившиеся от колониального ига в начале 60-х годов и ставшие жертвами неоколониализма на исходе XX в. После "холодной войны" вместо "дивидендов мира" народы "третьего" мира получили бедность и депривацию. В 2008 г. Всемирный банк опубликовал доклад, в котором пересмотрены предыдущие оценки бедности в мире. В нем численность людей, находящихся за чертой бедности (1,25 дол. вдень), определяется в 1,4 млрд., что значительно больше по сравнению с оценками 2004 г., когда количество бедных оце...

Другие файлы:

Идеология либерализма и нелиберализма
Формирование идеологии либерализма. Базовые ценности, принципы либерализма. Кризис либерализма и возникновение неолиберализма. Основоположники либерал...

Сравнение неоконсерватизма и неолиберализма
История становления и развития неоконсерватизма и неолиберализма, их характерные черты и основные принципы. Анализ и сравнение политических программ н...

Краткая история неолиберализма
Теоретики неолиберализма проповедуют: все в мире продается и покупается. По их мнению, любое человеческое действие может быть вписано в систему рыночн...

Преодоление экономической дезинтеграции
Формирование государственной экономической политики. Первоочередные направления действий государства по преодолению экономической и социальной дезинте...

Либерализм и неолиберализм в развитии экономической теории
Понятие либерализма как философского и общественно-политического течения, провозглашающего незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Экономи...