Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственный кредит, его роль и функционирование

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие, сущность и функции государственного кредита, его формирование и развитие. Классификация государственных займов. Особенности государственного долга, его состав. Специфика процесса управления государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Сущность и функции государственного кредита

2. Классификация государственных займов

3. Государственный долг. Состав государственного долга

4. Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Определить понятие и сущность государственного кредита, определить его функции;

- Рассмотреть классификацию государственных займов;

- Рассмотреть понятие государственного долга и его состав;

- Рассмотреть управление государственным долгом, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Объектом исследования является государственный кредит.

Предмет исследования - формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.

1. Сущность и функции государственного кредита

Сложная система финансов включает в себя наряду с другими элементами и кредит, который в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.

Причиной мобилизации заемных средств выступает наличие дефицита государственного бюджета.

При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора [3]. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано [6].

Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:

· государственный кредит;

· банковский кредит.

Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования (Приложение, табл.1) [8].

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

- мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;

- финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

При этом вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер, так как:

- круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг;

- размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций [3].

В соответствии с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.

Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной...

Другие файлы:

Государственный кредит и государственный долг
Сущность государственного кредита. Государственный и банковский кредит, отличительные черты. Инструменты кредитной и финансовой политики. Причины моби...

Кредит его функции, необходимость
Необходимость и сущность кредита, его функции и роль. Принципы кредитования. Формы и виды кредита. Банковский кредит. Коммерческий, потребительский, г...

Государственный кредит
Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Субъекты кредитных отношений. Управление государственным кредитом. Заемная деятельнос...

Государственный кредит
Сущность и функции государственного кредита и его отличие от других видов кредитных отношений. Управление государственным кредитом. РФ как заемщик и к...

Кредит и его использование в развитии народного хозяйства
ТЕМА : "Кредит и его использование в развитиинародного хозяйства"ПЛАН.1 Сущность кредита.1.1 Определение кредита,ссудного капитала и егоисточники.1.2...