Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственный долг как инструмент экономической политики и как объект управления

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущность, основные виды и факторы формирования государственного долга. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сущность государственного долга

1.1 Виды государственного долга

1.2 Причины возникновения государственного долга Российской Федерации

Глава 2. Управление государственным долгом

2.1 История управления государственным долгом

2.2 Оптимальное управление государственным долгом

2.3 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ НА 2012 Г

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Целью данной работы является изучение сущности государственного долга стран.

Таким образом, к основным задачам работы можно отнести:

* Изучение факторов, влияющих на формирование государственного долга,

* Изучение видов государственного долга,

* Изучение особенностей управления государственным долгом и т.д.

Эти аспекты в той или иной степени будут затронуты в данной курсовой работе, которая состоит из трех глав.

ГЛАВА 1. Сущность государственного долга

1.1 Виды государственного долга

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг -- это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг -- обязательства перед резидентами в рублях. [8]

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных ценных бумаг;

договоров о предоставлении государственных гарантий;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Классификация долга по различным признакам: [10]

1)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

- основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)

- текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

2) по форме обязательств:

- кредит, привлеченный от имени РФ

- государственная ценная бумага РФ

- бюджетный кредит РФ - государственная гарантия РФ

3) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

- внутренний (долг в валюте РФ)

- внешний (долг в иностранной валюте)

4) по типу заемщика: - долг РФ - долг субъектов РФ - муниципальный долг

5) по срочности: - краткосрочные (менее 1 года)

- среднесрочные (от 1 до 5 лет)

- долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Рост государственного долга влечет множество негативных последствий: [5]

1. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

2. Влечет снижение уровня жизни населения

3. Повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства

4. Снижение международного авторитета страны.

Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов.

Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом - обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга. Однако в РФ наряду с эти определение функционирует и другое. Так, согласно закону РФ от 13 ноября 1992 года №3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ» таковым является долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. Федеральным законом от 26 декабря 1994 года №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ» государственными внешними заимствованиями признавались заимствования из внешних источников. Таким образом. Два названных закона положили в основу классификации государственного долга два разных признака: валюту заимствования и источник заимствования. Благодаря этому, например, до 1997 года долг по внутреннему валютному займу не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг. [3]

Авторы действующего Бюджетного кодекса в основу деления на внешний и внутренний долг в качестве признака выбрали валюту, в которой выражены обязательства государства. Порочность такой практики в полной мере открылась во время кризиса 1998 года. Дело в том, что изначально рынок ГКО-ОФЗ был рынком внутренним, однако в 1996 году на него были допущены нерезиденты. К 1998 году их доля составила 27,5%. Когда волны азиатских кризисов 1997-1998 года достигли России, нерезиденты начали «сбрасывать» российские ценные бумаги. Таким образом, на обслуживание рублевого внутреннего долга потребовалась иностранная валюта в значительных количествах. Таковой не имелось, и правительство было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основу деления на внутренний и внешний долг должен быть положен только признак источника заимствований (национальный или внешний финансовый рынок). Такого мнения придерживаются профессор Л.П.Павлов, профессор Б.Г.Болдырев и Ю.Я.Вавилов. [2

Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные виды по следующим признакам: [4]

· вид займа,

· вид государственной ценной бумаги,

· причина появления задолженности,

· источник заимствований,

· форма государственных долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный сберегательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: Казначейские обязательства, Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом, Государственные краткосрочные облигации, Государственные казначейские векселя.

В зависимости от причины появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены: Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяются, например, Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 годах, включая задолж...

Другие файлы:

Государственный и муниципальный кредит. Государственный долг
Значение и функции государственного кредита. Сущность распределительной, регулирующей и контрольной функции. Сберегательное дело и займы. Особенности...

Сущность государственного долга
Понятие государственного долга, причины возникновения и формы. Государственный долг как инструмент регулирования экономики, его структура в РФ. Пробле...

Государственный кредит и государственный долг
Сущность государственного кредита. Государственный и банковский кредит, отличительные черты. Инструменты кредитной и финансовой политики. Причины моби...

Государственный дефицит и государственный долг
Виды и концепции регулирования бюджетного дефицита. Государственный долг: сущность, формы и состояние в экономике современной России. Спираль "государ...

Федеральные займы. Государственный долг России
Понятие и классификация государственного долга, причина возникновения и способы управления им. Внешний и внутренний государственный долг Российской Фе...