Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Государственный внешний долг как финансовый источник воспроизводства. Изучение его роли в рыночной экономике, особенностей обслуживания и ключевых методов оптимизации. Кейнсианская и монетаристская концепция о политике в отношении государственного долга.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Экономическая теория

Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1.1 Государственный внешний долг как финансовый источник воспроизводства

1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике

1.3 Сущность и понятие государственного долга

1.4 Обслуживание государственного долга

1.5 Кейнсианская и монетаристская концепция о политике в отношении государственного долга

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСДОЛГА РОССИИ

2.1 Состояние государственного долга России

2.2 Государственный внешний долг Российской Федерации

2.3 Государственный внутренний долг Российской Федерации

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

3.1 Ключевые методы регулирования государственного долга

3.2 Последствия накопления государственного долга, прогнозы на будущее

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. Обслуживание внешнего долга до сих пор остается большой проблемой и для России. Кроме того, внешний долг фактически становится фактором давления, вынуждающим страну принимать порой невыгодные для себя решения во внешнеэкономической сфере. От эффективности государственной финансовой политики зависит международный имидж государства. Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Для функционирования и развития воспроизводственного процесса в стране не хватает необходимых условий и средств, что также обуславливает потребность во внешних государственных заимствованиях. В результате образовался огромный государственный внешний долг. Сегодня проблема его погашения и обслуживания приобрела в России особую остроту и актуальность.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Дальнейшие перспективы развития российской экономики и преодоление ею долгового кризиса во многом зависят от выработки эффективной политики использования ресурсов в воспроизводственном процессе с применением механизма внешнедолгового финансирования. В связи с этим поиск путей эффективного использования внешних заемных средств в воспроизводственном процессе нуждается в глубоком исследовании применительно к современным российским условиям и имеет актуальное теоретическое и практическое значение.

Степень разработанности проблемы. В современных исследованиях внешних государственных заимствований и задолженности России нередко рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы. Экономическая сторона вопроса при этом анализируется преимущественно в двух плоскостях: бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Поэтому серьезной проблемой остается именно системный подход к вопросу о внешней задолженности.

Предмет исследования - влияние внешней задолженности на процесс общественного воспроизводства.

Объектом исследования является формирование, обслуживание и погашение внешней задолженности России во взаимодействии с ее экономическим развитием.

Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, его роли в общественном воспроизводстве, механизма его образования и обслуживания.

Основные задачи работы:

ѕ проанализировать кейнсианскую и монетаристскую концепции о политике в отношении государственного долга;

ѕ анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга России;

ѕ оценка влияния государственного долга на экономику России;

ѕ исследование путей совершенствования управления госдолгом.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1.1 Государственный внешний долг как финансовый источник воспроизводства

Основу функционирования хозяйственной системы составляет производство товаров и услуг, которое обеспечивает жизнедеятельность человеческого общества. Воспроизводство в широком смысле слова есть социально-экономический процесс, в котором создаются необходимые жизненные условия существования общества.

Воспроизводственный процесс включает:

ѕ осуществляемое в любом обществе производство материальных благ как непрерывно повторяющийся процесс, или воспроизводство;

ѕ воспроизводство общественного капитала, выступающее как его движение в сфере производства и в сфере обращения. Результат этого движения выражается в совокупном общественном продукте.

Воспроизводство позволяет увеличивать потребление благ, создавать новые предпосылки для совершенствования производства, освоения новых технологий, решать социальные, экологические и другие острые проблемы общества.

В 2008 году из федерального бюджета финансировалось 47 Федеральных целевых программ - 698,3 млрд. рублей. Наибольший удельный вес по объему финансирования в 2008 году приходится на транспорт (36,3%), развитие регионов (13,6%), жилище (9,0%), развитие атомного ЭПК (7,3%), инновации (5,5%), оборону (5,3%), космос (4,7%).

В 2002-2008 годах значительно возросло финансирование Федеральных целевых программ, связанных с обороной - за этот период в среднегодовом отношении расходы возрастали в реальном выражении почти на 50% ежегодно, а их удельный вес в структуре расходов на все ФЦП увеличился с 1,6% в 2002 году до 5,3% в 2008 году.

Расходы на инновации и науку в реальном выражении возросли за 2002-2008 годы в 4,8 раза, а их доля в структуре расходов на ФЦП возросла на 1,8 п.п. до 5,5%.

Рис. 1.1 Объем финансирования в 2008 году, млрд. руб.

По удельному весу в общих ФЦП в 2008 году по сравнению с 2002 годом расходы по транспорту снизились с 39% до 36,3%, по здравоохранению с 5,1% до 1,4%, по образованию с 2,8 до 1,8%, по культуре - с 4,5% до 2,1%, по направлению «жилище» - с 13,7% до 9,0%.

За период с 2001 по 2007 год государственные расходы на здравоохранение, выраженные в процентном отношении к ВВП, колебались между 2,7% и 3,5%.

В 2007 году расходы бюджетной системы на образование составили 4,0% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП выше, чем в 2000 году. Это положительно сказалось на эффективности работы образовательных учреждений.

Инвестиции в развитие транспорта за счет консолидированного бюджета составили в 2007 году около 2% ВВП.

В 2007-2008 году уровень суммарных государственных инвестиций в нашей стране составил около 4,1% ВВП в год.

В 2010 году возобновится рост инвестиций в основной капитал, которые вырастут на 2,9 процента. Высокие цены на сырье будут способствовать не только росту доходов экспортеров, но и в целом снижению рисков и желанию инвестировать. Во второй половине года ожидается существенное облегчение...

Другие файлы:

Финансы: сущность и функции
Понятие, необходимость и роль финансов в общественном воспроизводстве. Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими кате...

Государственный долг, его сущность и причины образования
Классическая и рикардианская точка зрения на государственный долг. Роль внешних займов в кейнсианской теории экономического роста. Внутренний и внешни...

Государственный дефицит и государственный долг
Виды и концепции регулирования бюджетного дефицита. Государственный долг: сущность, формы и состояние в экономике современной России. Спираль "государ...

Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
Роль государственного долга в рыночной экономике. Управление государственным долгом в царской России. Советский долг: структура и распределение внешне...

Кредитно - банковская система и её роль в общественном воспроизводстве