Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственное управление экономикой

Тип: доклад
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Создание эффективных органов государственного регулирования экономики для решения важных задач социально-экономического развития страны. Уровни государственного управления экономикой страны. Структура управления на основе отраслевых союзов и ассоциаций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Эффективное регулирование аграрной экономики невозможно без целостной системы ее управления. Управление экономикой - это деятельность органов государственного, общественного, социального управления, направленная на реализацию поставленных государством целей и задач по социально-экономическому развитию страны.

Вышеупомянутые органы именуются органами власти, имея в виду власть над экономикой.

Содержание всех видов власти, в том числе и экономической, проявляется в строго определенных формах. К ним относятся государство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

Для нормального функционирования государства необходима современная отлаженная государственная машина, способная управлять экономикой в масштабах всей страны.

Органы государственного управления (регулирования) участвуют в прямом и косвенном управлении, регулировании экономики в той мере, в которой они придают юридическую форму соответствующим законодательным и нормативным актам, контролируют их исполнение и наказывают за неисполнение, разрешают споры между государством и хозяйствующими субъектами на предмет законности действий, связанных с государственным регулированием экономических объектов и процессов.

Центральное место в государственной экономической и социальной жизни занимает государственно-административная система, или государственно-административный аппарат, призванные осуществлять управление экономическими, социальными и политическими процессами.

Эффективность системы государственно-административного управления во многом зависит от подготовки, подбора и расстановки кадров государственных служащих разных уровней. Немаловажное место здесь занимают вопросы оптимального состава и структуры штатного расписания чиновников государственного аппарата, управление персоналом государственных организаций. При таком положении вещей среди представителей государственных и политических кругов, а также научных кругов этих стран зрело осознание необходимости создания системы учебных заведений и институтов, призванных обеспечить подготовку кадров профессиональных государственных служащих, в задачу которых должно входить управление экономическими, социальными, культурными, политическими и иными проблемами.

В Российской Федерации правовой статус государственных служащих всех уровней и видов государственной службы определен Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а служащие отдельных видов государственной службы имеют правовой статус и компетенцию, обозначаемые в специальных законах. Для ряда специализированных государственных органов, к числу которых относятся, например, контрольно-надзорные, правоохранительные, силовые и другие, правовое регулирование характеризуется специфическими особенностями и требует специального нормативного закрепления.

Создание эффективных органов государственного регулирования экономики должно обеспечить решение важных задач социально-экономического развития страны. К их числу относятся:

- экономический рост и экономическое развитие;

- полная и эффективная занятость;

- ориентация на достижение экономической эффективности;

- стабильный уровень цен;

- экономическая свобода;

- справедливое распределение доходов;

- сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

В условиях рыночной экономики роль управления, принятия обоснованных управленческих решений очень велика, если не решающая. Руководители органов управления, предприятий, предприниматели должны хорошо знать методы, типы, виды, принципы и функции управления, используя их в определенной последовательности, создавая собственную модель управления.

Особую роль в рыночной модели занимают функции управления, с помощью которых реализуются процессы управления предприятием. Основные функции управления следующие: экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, стимулирование, информация, учет и контроль за ходом производства, за его результатами на предприятии, фирме. Эффективное функционирование современной модели управления невозможно без аппарата управления, в состав которого включаются люди и службы, выполняющие функции управления предприятием.

Управление экономикой осуществляется с помощью законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждая из этих ветвей власти выполняет установленные Конституцией РФ функции.

Законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое разрабатывает и принимает законы, постановления, являющиеся основой механизма функционирования и управления экономикой.

Федеральное собрание РФ представлено двухпалатным парламентом в лице Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительной власти принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы на федеральном, региональном и местном уровнях призваны исполнять законы, приводить их в действие, обеспечивая тем самым государственное регулирование экономики. Исполнительную власть возглавляет Президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой в стране осуществляет Правительство РФ [1]. Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства в области стратегии экономического развития страны, решения социальных проблем, регулирования экономических отношений, развития внешнеэкономических связей.

К числу важнейших органов, ответственных за экономическую ситуацию в стране и ход экономического развития, относятся: Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства РФ.

На Министерство экономического развития и торговли возложена функция по разработке стратегии экономического развития страны, прогнозов и планированию экономики, целевых программ по развитию отдельных важнейших направлений экономики.

Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджет развития. В структуре Министерства финансов создано Федеральное казначейство, которое призвано аккумулировать и фактически распределять бюджетные средства государства.

Центральный банк Российской Федерации несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране, в частности за курс рубля по отношению к другим валютам мира, за его устойчивость и наполнение. Проблема инфляции также находится в сфере компетенции Центрального банка и Министерства финансов.

Одна из главных проблем - установление рациональных связей между Федерацией и ее субъектами. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную, региональную и муниципальную (местное самоуправление).

Государственное управление на федеральном уровне - это общегосударственное управление, распространяющееся на объекты федеральной собственности, на экономические процессы, имеющие значение в рамках, масштабах всей страны, на государственные организации федерального подчинения, другие объекты федерального уровня. Это одновременно управляющие воздействия со стороны органов федерального уровня на органы управления субфедерального и муниципального уровней.

Государственное управление на уровне субъекта Федерации - это управление, распространяющее свое воздействие на объекты собственности субъекта Федерации, на экономические процессы, имеющие значение в рамках, масштабах субъекта Федерации, на государственные организации субфедерального подчинения, другие объекты субфедерального уровня.

Как указывает А.А. Ремезков, муниципальное управление не относится к государственному в том смысле, что оно осуществляется самостоятельными органами местного самоуправления. Поэтому и муниципальное регулирование экономики представляет относительно самостоятельную ветвь управления экономикой. Экономическое регулирование на муниципальном уровне управления относится к государственному только в той мере, в которой речь идет о регулировании объектов государственной собственности, находящихся на территории муниципалитетов. Можно также относить к сфере государственного регулирования объекты собственности, относящиеся одновременно к государственной и муниципальной [5].

Вместе с тем муниципальное управление настолько тесно связано с государственным регулированием экономики, что исключать его целиком из сферы государственного управления и регулирования неправомерно.

Общая схема государственного участия в управлении экономикой представлена на рисунке 1.

государственный управление союз ассоциация

Рисунок 1. Схема уровней государственного управления экономикой страны

В целом приведенная схема управления экономикой свидетельствует о многоступенчатых уровнях, она характерна для стран с федеральным устройством, к которым относится Россия.

Другой не менее важной проблемой является установление отношений между самими субъектами Федерации, а также между администр...

Другие файлы:

Антикризисное государственное управление в странах с развитой рыночной экономикой

Государственное и муниципальное управление. Шпаргалки.
М.: 2007. — 32 с. Информативные ответы на все вопросы курса «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с Государственным...

Государственное и муниципальное управление.
М.: Юристъ, 2003. — 320 с. Учебник предназначен для введения в специальность студентов, обучающихся по специальности «государственное и мун...

Роль государства в управлении экономикой
Функции государства при управлении экономикой: составление индикативных планов и решений о структуре хозяйства. Регулирование правительством распредел...

Государственное управление в Древней Руси
Образование Древнерусского государства в результате объединения славянских земель. Горизонтальный принцип наследования власти, функции вече и дружины....