Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики
- 1.1 Государственное регулирование экономики: понятие, методы и значение
- 1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики
- 2. Особенности государственного регулирования социально-ориентированной экономики
- 2.1 Социально-ориентированная рыночная экономика как объект государственного регулирования
- 2.2 Основные направления формирования социально-ориентированной экономики
- 3. Особенности белорусской модели экономического развития и ее государственное регулирование
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение
Введение
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что формирование действенной системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей и, во-вторых, - с особенностями переходного периода.
Современное развитие рыночных процессов в экономике и системе менеджмента доказало необходимость поиска оптимальных решений, связанных с регулированием экономических и управленческих процессов, при которых абсолютная экономическая самостоятельность производителей сменяется относительной, а директивная регламентация - ориентирующим воздействием государства. Этот тезис лежит в основе новой системы управления как одного из механизмов экономического регулирования развития общественного производства на макро- и микроуровне. Осуществляемые в Республике Беларусь реформы пока не повлекли адекватных изменений в системе управления. Органы государственного управления по-прежнему сохранили право решения многих вопросов хозяйственного управления. В Республике Беларусь не созданы современные подсистемы хозяйственного управления.
Государственное регулирование экономики представляет собой воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов - цель экономической деятельности государства.
Целью исследования является изучение системы государственного регулирования экономики в условиях белорусской модели развития, для чего ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект государственного регулирования экономики;
- выявить особенности государственного регулирования экономики Республике Беларусь.
Объект исследования - государственное регулирование экономики.
Предмет исследования - особенности государственного регулирования экономики в условиях белорусской модели развития.
При написании работы использовались следующие методы исследования: общенаучные методы познания, сравнительный анализ, экономико-математические методы, графико-аналитические построения.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики
1.1 Государственное регулирование экономики: понятие, методы и значение
В современной экономической литературе нет единого определения понятия «государственное регулирование экономики».
Н.Б. Антонова дает следующее определение данному понятию: «Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе» [2, c. 24].
С.А. Пелих определяет государственное регулирование экономики как комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов [3, c. 15].
Д.С. Петросян определяет государственное регулирование экономики как процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов) [11, c. 19].
Исходя из того, что нас в дальнейшем будет интересовать государственное регулирование в рыночной экономике, то дадим следующее определение рассматриваемому понятию: государственное регулирование в рыночном хозяйстве - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика, представляющая собой сложную экономическую систему.
Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.
Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т.д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др. [2, c. 15]
В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.
Предметом науки государственного регулирования экономики является изучение целостной системы государственного регулирования экономики, методологических и организационных основ ее построения и функционирования.
Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении. Развитие науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками [2, c. 18].
Целостная система государственного регулирования включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.
К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует отнести и общие принципы государственного управления.
Принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов. Поэтому политика является направляющим руслом. А так как экономические интересы - определяющие по сравнению со всеми другими, политика будет концентрированным выражением экономики. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования.
Принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы воздействовать на них в нужном для общества направлении. Следует отметить, что соотношение между централизмом и самостоятельностью может меняться в зависимости от конкретных исторических условий, под влиянием внешних и внутренних факторов.
Принцип научности предполагает, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества; опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний; использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу; обеспечивать единство стратегических и тактических решений.
Принцип эффективности требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наиме...
Основные модели рыночной экономики
Специфика формирования белорусской модели рыночной экономики в рамках реформирования командно-административной системы хозяйствования. Характеристика...
Соотношение государства, права и экономики
Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе. Сущность либеральной модели экономики. Право и государство: ос...
Государственное регулирование в Российской Федерации
Государственное регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров. Обеспечение экономики нужным количеством денег. Удовлетворение треб...
Государственное регулирование экономики и его эффективность
Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики, понятие и принципы реализации данного процесса, его цели, субъекты и объекты. Перспектив...
Государственное регулирование экономики
Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. -Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларус...