Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственное регулирование социально-экономического развития

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Стратегическое планирование экономического роста и структурной динамики. Изменение места и роли прогнозирования, планирования и программирования в государственном регулировании экономики. Опыт и этапы развития стратегического планирования в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.

Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.

Государственное регулирование в различных формах существует во всех без исключения экономических системах. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при активном вмешательстве государства и проведении комплексных мер по обеспечению экономического роста. Таким образом, изучение сущности государственного регулирования экономики и методов его осуществления в настоящее время представляется особенно актуальным.

К числу важных методов государственного регулирования экономики в современном мире относится прогнозирование, планирование и экономическое программирование. Данные элементы государственного регулирования тесно взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно.

Под прогнозом в общем смысле слова понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях и траекториях динамики объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Соответственно сам процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Разработка на основе прогнозов сводных концепций социально-экономического развития страны (региона) на перспективу является характерным примером интеграции в той или иной мере функций прогнозирования и стратегического планирования.

Объектом исследования в работе является стратегическое планирование экономического роста.

Предмет исследования - роль стратегического планирования в государственном регулировании экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса стратегического планирования экономического роста как одного из методов (инструментов) государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели сформулирована следующая совокупность взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основные методы государственного регулирования - прогнозирование, планирование и программирование, и показать их взаимосвязь в обеспечении устойчивого роста экономики страны;

- проанализировать сущность, принципы и формы стратегического планирования;

- изучить опыт и этапы развития стратегического планирования в России;

- проанализировать особенности стратегического планирования экономического роста;

- определить приоритетные направления стратегического планирования экономического роста в посткризисный период.

Стратегическое планирование является фазой, на которой происходит формирование совокупности предпосылок по обеспечению движения социально-хозяйственной системы в стратегически нужном направлении. Подготавливаемые и принимаемые на этой фазе решения не могут быть жесткими и безальтернативными, их характерная черта - высокая готовность к уточнению (исходя из новых данных о перспективах), причем не только в отношении содержания намеченного, но и в самой постановке задачи, например путем коррекции ее приоритетности в контексте других задач.

Степень разработанности данной проблемы определяется значительным количеством исследований ряда российских и зарубежных ученых, таких как Дж. М. Бьюкенен, Д. Норт, М. Олсон, Н.Д. Кондратьев, Р.М.Нуреев, В.Л. Тамбовцев, Н.Л. Гаращенко, А.Л. Кураков, В.И. Кушлин и др.

Для решения поставленных задач в работе были использованы общие и специальные методы научного познания: метод диалектической логики, монографический, наблюдения, анализа и синтеза, сравнения, аналогий и другие.

Глава 1. Государственное регулирование социально-экономического развития: сущность и инструменты

В обеспечении устойчивого функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

К числу важных методов государственного регулирования экономики в современном мире относится прогнозирование, планирование и экономическое программирование.

Рассмотрим подробнее каждый из методов.

1.1 Прогнозирование и программирование экономического развития как инструменты государственного регулирования

Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития [4, с.11]. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.

В рыночной экономике функционируют достаточно много субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев и областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

По уровням управления в стране можно выделить прогнозы предприятий и их объединений, регионов и отраслей, а также национальные, международные (например, в рамках СНГ или ЕС) и глобальные прогнозы. Обычно прогнозы высшего уровня выступают в качестве ориентиров при разработке прогнозов нижнего уровня.

Характер прогноза сильно зависит от времени упреждения событий. По этому признаку прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные. В разных источниках приводятся не вполне одинаковые представления авторов о продолжительности периодов предвидения для каждого из этих видов прогнозов. Наиболее распространено представление, что оперативные прогнозы имеют горизонт до года; краткосрочные - от 1 до 3 лет; среднесрочные - от 4 до 10 лет; долгосрочные - от 10 до 20 лет; или сверхдолгосрочные - свыше 20 лет.

В зависимости от объекта и горизонта прогнозирования в содержательном смысле прогнозы могут быть либо количественно конкретными, либо преимущественно качественными. Прогнозы могут быть представлены в виде четко просчитанных альтернативных вариантов решений с наборами предполагаемых показателей или же носить сценарный характер.

Под сценарием при этом понимается гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некой заданной ситуации могут развертываться шаг за шагом будущие состояние и динамика объекта, интересующего разработчика.

Прогнозы во всех своих формах относятся к предсказательной фазе проработок будущего. Но в них также почти всегда присутствует и следующая - предуказателъная фаза понимания будущего. В этом контексте прогноз органически взаимосвязан с комплексом процессов и явлений, относящихся уже к планированию и программированию социально-экономического развития.

В обычном рабочем значении программирование трактуется как процесс формирования тех или иных программ социально-экономического и научно-технического развития. Речь может идти о комплексных программах развития страны (региона), антикризисных программах, национальных программах и проектах по реализации избранных приоритетов, о конкретных целевых программах по осуществлению прорывов в тех или иных областях либо о более узких отраслевых или региональных программах и др.

Целевая программа - это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического, территориального или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики [13, с.36].

Подчеркнем, что в понятие «программирование» нередко вкладывается и более широкий смысл. Например, в прогнозно-аналитической практике западных стран стало употребляться понятие «...

Другие файлы:

Социально-экономическое развитие регионов РФ
Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы...

Экономический рост и его государственное регулирование
Общая характеристика экономического роста. Понятие, факторы, теории экономического роста. Кейнсианские модели экономического роста. Неоклассическая м...

Государственное регулирование экономического роста, его сущность и особенности в Республике Беларусь
Понятие, типы и факторы экономического роста. Экономический рост как категория экономической системы. Государственное регулирование экономического рос...

Регулирование экономического развития
Место и роль государственной институционной регуляции в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. Влияние бюджетно-фискального перера...

Экономический рост и его факторы
Теоретические аспекты экономического роста. Типы, теории и модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста. Анализ про...