Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Европейский союз как крайне влиятельный участник мирового сообщества, один из ключевых и наиболее развитых центров мира. Общая характеристика основных способов выявление положений внешнеэкономической стратегии Европейского Союза, анализ проблем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Санкт-Петербург, 2012

Внешнеэкономическая стратегия стран Европейского Союза

внешнеэкономический европейский союз

Введение

Европейский союз объединяет 27 стран, является крайне влиятельным участником мирового сообщества. В настоящий момент Европейский Союз - один из основных и наиболее развитых центров мира, крайне влиятельный участник мирового сообщества. ЕС сегодня является крупнейшей мировой торговой державой, осуществляя четверть мировой торговли и играя роль крупнейшего мирового импортера сельскохозяйственной продукции и сырья. В целом, ЕС имеет дипломатические отношения более чем со 140 странами мира, имеет статус наблюдателя ООН, и оказывает значительную помощь и поддержку странам третьего мира.

Сочетая в себе признаки государства и международной организации, Европейский Союз является уникальным международным образованием. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль. Именно большая степень влияния ЕС на мировые отношения и уникальность ЕС, как единицы международных отношений, делают тему данной курсовой работы - внешнеэкономическая стратегия ЕС - безусловно, актуальной и интересной.

Целью данной работы является выявление основных положений внешнеэкономической стратегии Европейского Союза, раскрытие содержания внешнеэкономической стратегии по различным направлениям, а также выявление внешнеэкономических проблем и перспектив ЕС.

При написании данного труда автор использовал информацию из монографий специалистов, касающихся темы работы, периодических изданий, официальных статистических сайтов, официального сайта Евросоюза.

1. Экономико-политическая характеристика ЕС

1.1 Суть Европейского Союза

Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) -- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания).

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % -- от ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности. World Economic Outlook Database//http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/02/weodata/index.aspx

Создание региональных экономических блоков часто объясняется преимуществами свободной торговли на крупных рынках, что позволяет добиться большей экономии средств в условиях конкуренции и оптимизации производства. Однако то же самое достигается через интернационализацию экономики, либерализацию рынков, уменьшение государственного вмешательства. Процесс интеграции Европы начался в мировом масштабе тогда, когда экономики европейских стран стали открытыми. Создание ОБСЕ, участие в переговорах по ГАТТ и других переговорах, на которых часто обсуждались вопросы торговых отношений, вели к либерализации международных рынков.

В итоге, с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан валютный союз, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Итак, ЕС -- международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства; однако формально он не является ни тем, ни другим. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой. При этом важно также отметить, что страны, входящие в состав союза, разнородны и обладают разной степенью интеграции в мировое хозяйство.

1.2 Общая характеристика экономики ЕС

По официальным данным, страны Евросоюза с показателем ВВП 14,772.542 млрд. долларов США, занимают первое место в мире. За ними следуют США и Китай (см. прил.1). Наибольший вклад в аккумулированный ВВП ЕС вносят Германия, Великобритания, Франция и Италия, производя соответственно 19, 14 и 12% продукции ЕС. (см. прил.2 и 3). Что касается структуры ВВП, то основная часть произведенной продукции приходится на услуги (67%), промышленные товары составили 31%, и продукция аграрного сектора - всего около 2%. Нужно также отметить, что наблюдается стабильная тенденция роста доли услуг в ВВП стран ЕС (рис.1).

Рисунок 1. Доля услуг в ВВП ЕС

В характеристике стран ЕС важно подчеркнуть, что серьезное влияние на экономическое развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне.

Интеграция - это форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств их переплетения и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Охватывает внешнеэкономический обмен и сферу производства, включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок -- зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.). На характер и движущие силы интеграции влияют особенности стран. Основная причина интеграции - требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств.

Что касается ЕС, то интеграция имеет для союза следующие положительные последствия: увеличение размеров рынка (эффект от масштабов производства, особенно, для стран с малой емкостью национального рынка), возрастание конкуренции между странами, обеспечение лучших условий торговли, расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры, а также распространение передовой технологии. Среди отрицательных последствий можно отметить отток ресурсов (факторов производства) из менее развитых стран в более сильные, олигопольный сговор между ТНК стран и, как следствие, повышение цен, эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономики, что приводит к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.

Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает и другие финансовые, экономические и социальные задачи.

Однако, несмотря на стремление к объединению и стиранию границ, страны имеют свои особенности. Это касается не только культурно-национального аспекта, но и экономической сферы стран: их экономические показатели зачастую достаточно разные (см. прил.4). По уровню экономического развития, структуре экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта European Commission. Eurostat//http://epp.eurostat.ec.europa.eu. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона. Прочие государства относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции.

Страны достаточно сильно отличаются друг от друга по уровню экономического развития. Например, в Ирландии, Греции, Испании национальный доход на душу населения не превышает 60% от среднего показателя для всех стран ЕС, а в Португалии - половину от среднего показателя ЕС European Commission. Eurostat//http://epp.eurostat.ec.europa.eu. Не менее существенны и различия в структуре хозяйства. В Италии, Греции, Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, тогда как в карликовых государствах доминирует сфера услуг.

Описывая ЕС с...

Другие файлы:

Развитие западноевропейской экономической интеграции
Генезис западноевропейской цивилизации. Общая характеристика Европейского Союза как интеграционной группировки. Этапы формирования Европейского Союза....

Миграционная политика Европейского Союза
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.Объектом исследования выступают миграционные процессы в рамках Европейского Союза...

Финансовая политика России и стран Европейского Союза
Содержание и значение финансовой политики в Российской Федерации. Сравнительный анализ финансовой политики Российской Федерации и стран Европейского С...

Миграционная политика Европейского Союза
Миграционная ситуация в Европейском Союзе. Развитие промышленного и экономического потенциала западноевропейских стран. Отношения Европейского Союза и...

Выявление особенностей развития социальной политики в странах ЕС в современных условиях
Социальная политика Европейского Союза на современном этапе: становление и развитие. Люксембургская стратегия занятости. Основные типы национальных ре...