Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Влияние монополистических тенденций на развитие рыночных отношений в Казахстане

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Теоретико-методологические основы рыночных отношений. Механизм саморегулирования рынка. Влияние монополистических тенденций на рыночные отношения. Особенности, этапы приватизации в Казахстане и степень монополизации рынка на примере АО "Казахтелеком".
Краткое сожержание материала:

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы рыночных отношений

1.1 Основные черты рыночной системы

1.2 Понятие рынка, его функции

1.3 Механизм саморегулирования рыка

1.4 Формы рыночных структур

1.5 Показатели монопольной власти фирмы

1.6 Виды монополий

1.7 Влияние монополистических тенденций на рыночные отношения

2. Развитие рыночных отношений в Казахстане

2.1 Пути проведения рыночных преобразований в Казахстане

2.2 Этапы приватизации в Казахстане

2.3 Степень монополизации рынка Казахстана

2.4 Монополистическая деятельность на примере АО «Казахтелеком»

2.5 Антимонопольная политика Казахстана

2.6 Стратегический план Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции на 2009-2011 годы

2.7 SWOT-анализ конкурентной среды Казахстана

3. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на развитие конкуренции в экономике Казахстана

3.1 Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложений по развитию конкуренции в Казахстане

3.2 Экономико-математическое моделирование влияния конкурентной среды на рост ВВП Казахстана

Заключение

Список литературы

Введение

На современном этапе развития Казахстан, строит социально ориентированную рыночную экономику. Рыночные отношения - это прежде всего свободный рынок. Рынок это - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок -- это тот Канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок -- это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок регулирует сам себя посредством трех главных факторов:

1) Свободно складывающиеся рыночные цены.

2) Спрос и предложение.

3) Конкуренция (соперничество).

Формирование рыночных цен -- это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.

Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?

Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит. Термин "невидимая рука" означает, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.

В ходе длительной эволюции, преимущественно в XX в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики возникла вследствие того, что кризисы перепроизводства, которые стали постигать экономику, доказали, что рынок не может справиться сам во всех аспектах своей деятельности. Кроме того, возникла необходимость внесения в чисто рыночные отношения элементов социальной направленности, а также регулирования монополистических тенденций, которые стали появляться на рынке в конце 19 века.

Монополии наносят ущерб общественному благосостоянию. Так как объем производства продукции у них занижен, а цены завышены по сравнению с фирмами, действующими в конкурентных условиях. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.

Существуют разные виды монополий. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе -- особенности технологий производства и обслуживания потребителей, суть которых в том, что с ростом объёма производства снижаются средние издержки. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

До обретения независимости в Казахстане, который являлся республикой Советского Союза всё производство было монополизированным.

Встав на рельсы рыночных отношений Казахстан провёл 3 этапа приватизации которые способствовали созданию конкурентной среды, но, тем не менее в Казахстане существуют монопольные структуры. Причем, помимо естественных монополий, в Казахстане также имеются монопольные объединения, которые более логично отнести к искусственно созданным монополиям. Степень монополизации рынка Казахстана может охарактеризовать государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующие (монопольное) положение с долей от 70% до 100% на соответствующем рынке: 2007-65% ; 2008-63,3%; 2009-63%;

В работе исследовано влияние монополистических тенденций на процесс це...

Другие файлы:

Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа
Оценка тенденций экономического развития России и финансового рынка Казахстана. Восстановление и реформирование экономики, место государства в регулир...

Развитие совместных предприятий в Казахстане
Организационно-правовые формы предприятий. Этапы формирования совместных предприятий в Казахстане и их роль в развитии экономики страны. Влияние совме...

Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
Понятие монополии, ее виды и источники. История зарождения и развития монополистических тенденций, их влияние на современную экономику. Реализация ант...

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления
Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений. Анализ эффект...

Проблемы радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды в Казахстане
Радиоактивное загрязнение биосферы, влияние антропогенного фактора. Основная радиационная опасность, захоронение отходов. Полигоны в Казахстане. Призн...