Антимонопольное регулирование в экономике
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Филиал РГСУ в г. Электростали
Кафедра экономики и менеджмента
Специальность «экономика»
Реферат
по дисциплине:
«Макроэкономика»
на тему:
«Антимонопольное регулирование в экономике»
Выполнила:
студентка 2-ого курса
группы ЭКН-Д-2
Баркова В.В.
Проверил:
Старший преподаватель
Глазова Ирина Анатольевна
г. Электросталь
2014г
Содержание
Введение
1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды
2. Становление антимонопольной политики в России
3. Методы антимонопольной политики в России
4. Функционирование антимонопольного регулирования в условиях мирового кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросы о монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках приковывают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и также широких слоев населения.
Антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Актуальность, многоплановость и сложность проблемы регулирования деятельности крупных фирм-монополистов требует объективного отношения к себе со стороны не только ученых, но и практиков. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение данной проблемы, в том числе и научное изучение ее аспектов, находится на этапе становления. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления должного изучения по данной проблеме очевидна. Безусловно, антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом.
1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды
Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанных с антимонопольной политикой, а конкретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии.
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, акционерной или групповой) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом, целью которых является установление монопольно высоких цен и извлечения высоких прибылей.
Существуют также признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним производителем и массой покупателей.
2. Производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за высоких барьеров.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия - это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав, патентной защитой и т. д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные издержки достигают минимума, когда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рынка в целом. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.
Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (хотя бы на определённый срок) является единственным производителем товара, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией являются хорошим примером таких монополий.
“Плюсы монополии”:
1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции
2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне
3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса,
4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги
5. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
“Минусы монополии”:
1.Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
2. Возможность блокировать технический прогресс
3. Возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг
4. Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, которая осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами.
Основными целями антимонопольной политики являются:
а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения
б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.
На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.
2. Становление антимонопольной политики в России
Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечение устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам -- все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями -- целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые...
Антимонопольное регулирование: российская практика
Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство....
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
Исследование понятия и форм монополии. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Таджикистан. Изучение основных ви...
Антимонопольное регулирование
Тема работы: антимонопольное регулирование как комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направлен...
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование мировой опыт и особенности в Р