Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Антимонопольное регулирование в экономике

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Антимонопольная политика: понятие, сущность, типы. Три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Становление антимонопольной политики в Российской Федерации. Особенности функционирования антимонопольного регулирования в условиях мирового кризиса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный социальный университет

Филиал РГСУ в г. Электростали

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность «экономика»

Реферат

по дисциплине:

«Макроэкономика»

на тему:

«Антимонопольное регулирование в экономике»

Выполнила:

студентка 2-ого курса

группы ЭКН-Д-2

Баркова В.В.

Проверил:

Старший преподаватель

Глазова Ирина Анатольевна

г. Электросталь

2014г

Содержание

Введение

1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды

2. Становление антимонопольной политики в России

3. Методы антимонопольной политики в России

4. Функционирование антимонопольного регулирования в условиях мирового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопросы о монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках приковывают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и также широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование - это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. 

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Актуальность, многоплановость и сложность проблемы регулирования деятельности крупных фирм-монополистов требует объективного отношения к себе со стороны не только ученых, но и практиков. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение данной проблемы, в том числе и научное изучение ее аспектов, находится на этапе становления. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления должного изучения по данной проблеме очевидна. Безусловно, антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом.

1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды

Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанных с антимонопольной политикой, а конкретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии. 

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, акционерной или групповой) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом, целью которых является установление монопольно высоких цен и извлечения высоких прибылей. 

Существуют также признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним производителем и массой покупателей.

2. Производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители). 

3. Вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за высоких барьеров.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав, патентной защитой и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные издержки достигают минимума, когда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рынка в целом. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.

Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (хотя бы на определённый срок) является единственным производителем товара, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией являются хорошим примером таких монополий.

“Плюсы монополии”:

1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции 

2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне 

3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса, 

4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги 

5. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

“Минусы монополии”:

1.Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя, 

2. Возможность блокировать технический прогресс

3. Возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг

4. Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, которая осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами.

Основными целями антимонопольной политики являются:

а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения

б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

2. Становление антимонопольной политики в России

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечение устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам -- все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями -- целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые...

Другие файлы:

Антимонопольное регулирование: российская практика
Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство....

Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
Исследование понятия и форм монополии. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Таджикистан. Изучение основных ви...

Антимонопольное регулирование
Тема работы: антимонопольное регулирование как комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направлен...

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование мировой опыт и особенности в Р

Антимонопольное политика и антимонопольное регулирование