Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Анализ функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущность и виды товарных рынков России. Понятие рыночных зон в работах В. Кристаллера и А. Леша. Факторы, влияющие на развитие и размещение рыночных зон товарных рынков. Анализ рыночных зон на примере автомобильного рынка России на Дальнем Востоке.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие товарного рынка. Классификация товарных рынков

1.1 Определение товарного рынка

1.2 Классификация товарных рынков

2. Рыночные зоны товарных рынков

2.1 Теория центральных мест Вальтера Кристаллера

2.2 Теория экономического ландшафта А.Леша

2.3 Факторы развития рыночных зон

3. Анализ рыночных зон на примере автомобильного рынка

3.1 Обзор автомобильного рынка России

3.2 Рыночные зоны продаж отечественных и импортных автомобилей в зависимости от марки автомобиля

3.3 Факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка на Дальнем Востоке

3.4 Перспективы развития российского автомобильного рынка в период до 2025 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи.

Товарный рынок - это обобщённое понятие подразумевает по существу систему рынков воплощённых в рынки товаров потребительского и производственно-технического назначения.

Формирование рационального товарного рынка подразумевает создание благоприятных условий воспроизводства и прежде всего, преодолеть сложившиеся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно повлиявшие на сбалансированность народного хозяйства.

Товарный рынок позволяет следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему, побуждать производителей к выпуску новых товаров, расширять и совершенствовать коммунально-хозяйственные связи, рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю, хранить товарные запасы, предоставлять услуги и т.д.

Рыночная зона - это зона предложения и зона спроса. Рыночные зоны делят все экономическое пространство страны на части, в которых есть свои центральные места.

Актуальность. Развитие рыночных зон необходимо для преодоления отсталости отдельных регионов страны. Особенно это актуально для азиатской части России, где имеет место высокий спрос, но недостаточное предложение. Отсюда высокие цены на товары в отдаленных от Москвы регионах.

В связи с актуальностью выбранной темы, целью курсовой работы является проведение анализа функционирования товарных рынков Российской Федерации и рыночных зон Дальневосточного Федерального Округа на примере автомобильного рынка.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.рассмотреть понятие, сущность и виды товарных рынков РФ;

2.рассмотреть понятие рыночных зон в работах В. Кристаллера и А. Леша;

3.изучить факторы, влияющие на развитие и размещение рыночных зон товарных рынков;

4.провести исследование рыночной зоны на примере автомобильного рынка

В работе использовались материалы учебников по регионоведению А.Андреева и Л.Борисова, Г. Фетисова. А также учебник по анализу отраслевых рынков Л.В.Ройя. Статистические данные взяты с официального сайта министерства торговли России. Так же использовались статьи журналов РЦБ и др.

1. Понятие товарного рынка. Классификация товарных рынков

1.1 Определение товарного рынка

товарный рынок россия

Товарный рынок представляет собой сложную социально-экономическую категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать рынок в различных аспектах его проявления. Во-первых, рынок выступает как сфера товарного обмена. Во-вторых, представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческим решением по сбыту, проведением рекламы товаров, изучением и формированием спроса и населения.

Товарный рынок - сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок продовольственных товаров и рынок алкоголя, рынок одежды и рынок мужских костюмов.

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

Составными элементами товарного рынка являются:

· товарное предложение;

· спрос населения;

· цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I и II порядка (см.рис.1)

Рисунок 1 - Основные ценообразующие факторы на товарном рынке [7]

Деятельность любого товарного рынка характеризуется основными показателями. К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести следующие:

1. Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.

Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Ор = Vв + Vи - Vэ [8]

Ор - объем рынка

Vв - объем производства

Vи - объем импорта

Vэ - объем экспорта

Следует различать два уровня емкости рынка: реальный и потенциальный. Действительно емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.

2. Динамика развития отдельных отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный рынок страны.

3. Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

4. Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.

5. Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

Таким образом, товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

1.2 Классификация товарных рынков

Товарный рынок можно классифицировать по различным характеристикам. Одной из таких характеристик может быть географический признак, в соответствии с которым можно выделить рынки отдельных регионов, каждый из них может быть представлен в виде подсистемы рынков отдельных стран и их группировок (см.рис.2). При данной классификации не выделяется товарный аспект. По сути, это совокупные рынки, объединяющие всю сумму отдельных товарных рынков.

Рисунок 2 - Географическая классификация товарного рынка [7]

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки:

· готовых изделий,

· рынки сырья и полуфабрикатов,

· рынки услуг.

Группы товарных рынков в дальнейшем могут быть разбиты до уровня рынка отдельного товара (рис.3). Например, рынок промышленного сырья включает рынки железной, марганцевой, хромовой руд, стали, проката, стальных труб, никеля, платины, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс, химических волокон, медикаментов и т.д. В рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, так как последние являются биржевым товаром и составляют предмет торгов через нефтяную товарную биржу.

Рисунок 3 - Товарно-отраслевая классификация товарного рынка [7]

Нефтепродукты относят к категории товаров, которые экономисты называют «совместной...

Другие файлы:

Геополитическая надстройка Дальневосточного федерального округа
Краткая характеристика Дальневосточного Федерального округа. Анализ геополитической надстройки Дальневосточного Федерального округа в системе Российск...

Исследование Дальневосточного федерального округа
Состав Дальневосточного федерального округа, его размеры, регионы и население. Характеристика природно-ресурсного потенциала округа, анализ народного...

Промышленный комплекс Дальневосточного федерального округа
Особенности экономико-географического положения Дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Характеристика...

Изучение промышленного комплекса Дальневосточного федерального округа
Состав и место Дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда, особенности его экономико-географического полож...

Характеристика Дальневосточного федерального округа
Состав Дальневосточного федерального округа, его природные ресурсы: сырьевая база и расположение месторождений, структура земельных ресурсов. Ведущие...