Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Анализ себестоимости продукции предприятия

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Себестоимость продукции как фактор повышения конкурентных преимуществ предприятия. Классификация издержек производства. Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта. Анализ себестоимости продукции РУП "Издательство "Белорусский Дом печати".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Высокие темпы научно-технологического развития и активная конкуренция, характерные для современного этапа экономического развития, обусловливают необходимость приоритетного использования прибыли на накопление, на совершенствование производства на основе инновационной и инвестиционной деятельности. Рекапитализация прибыли является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия, что приводит к росту его ценности. В конечном счете это выражается в росте рыночной стоимости предприятия или его акций. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и роста его стоимости является высшей целью деятельности менеджмента.

Современный этап трансформации административно-командной экономики в рыночную сопровождается не только формированием принципиально новой внешней среды предприятий, но радикальными преобразованиями их внутренней организации.

Переход к рынку в числе важнейших ставит задачу повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Конкурентоспособность по отношению к товару или услуге означает их способность выдержать конкуренцию, т.е. быть выгодно реализованными наряду или вместо других конкурирующих аналогичных товаров и услуг. Конкурентоспособность зависит от многих факторов, в число которых входят цена, условия платежа, срок поставки, организация и расходы на рекламу, размер налогов и таможенного обложения, насыщенность рынка аналогичными товарами, платежеспособность населения, наличие на рынке запасных частей и т.д. Однако основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются качество товара и его цена, причем в последнее время ценовая конкуренция товаров все чаще заменяется конкуренцией их качества, что объясняется действием закона возвышения потребностей. Суть его в том, что по мере развития производительных сил и производственных отношений повышается уровень потребностей общества и одновременно расширяются возможности их удовлетворения. Естественно, с повышением уровня потребностей постоянно возрастает необходимость улучшения качества.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Трудно переоценить значение повышения качества продукции для отдельного предприятия, предпринимателя. Высокое качество - это не только залог обеспечения прибыли, но и обязательное условия для выживания фирмы или даже целой отрасли промышленности.

Повышение качества продукции имеет огромное социально-экономическое значение для общества в целом.

Для организации производственного процесса по изготовлению конкретного вида продукции необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая сила. Участвуя в производственном процессе, средства труда и предметы труда переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Затраты рабочей силы выражаются в заработной плате. Перенесенная стоимость средств производства, а также начисленная заработная плата выступают как затраты на производство продукции.

Промышленные предприятия осуществляют и другие затраты, связанные уже не с производством, а с реализацией продукции: транспортные расходы по доставке изделий потребителям, расходы на тару, упаковочные материалы, рекламу и другие затраты.

Кроме названных затрат, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции, предприятие несет издержки, обусловленные функционированием его как субъекта хозяйствования. К таковым относятся налог на землю, налог за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (экологический налог), чрезвычайный налог, а также отчисления в фонд социальной защиты, фонд занятости, инновационный фонд и другие в соответствии с действующим законодательством.

Все выше перечисленные затраты переносятся на стоимость продукции, образуя ее себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции производственных ресурсов, а также другие затраты в соответствии с действующим законодательством.

Экономическое назначение себестоимости - возместить предприятию понесенные затраты и обеспечить тем самым простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы. Отсюда важнейшими элементами себестоимости являются стоимость потребленных материальных ресурсов, амортизационные отчисления и заработная плата.

Состав затрат, включаемых в себестоимость, определяет размер прибыли предприятия, а следовательно, поступления средств в бюджет. Поэтому государство их регламентирует. В Республике Беларусь, перечень таких видов затрат определен специальным документом "Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)".

Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы данной дипломной работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных направлений снижения себестоимости продукции.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить понятие себестоимости, ее классификацию;

- проследить классификацию издержек производства;

- показать анализ себестоимости продукции предприятия;

- разработать факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии.

1. Себестоимость продукции как фактор повышения конкурентных преимуществ предприятия

1.1 Сущность, структура и показатели себестоимости продукции

В условиях формирования рыночных отношений снижение себестоимости приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка.

Экономическое значение снижения себестоимости продукции:

- при одних и тех же ресурсах есть возможность производить больше продукции;

- ускоряется оборачиваемость оборотных средств;

- при рациональном использовании материальных ресурсов появляется возможность меньше вкладывать капитальных вложений в добывающие отрасли;

- снижение издержек -- важнейший фактор интенсификации производства.

В условиях товарно-денежных отношений и действия закона стоимости затраты предприятия на производство и сбыт продукции находят выражение в издержках производства (себестоимости). Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью. Себестоимость -- часть стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных средств производства и большую часть стоимости продукта, созданного трудом для себя, предназначаемую для выплаты заработной платы работникам предприятия. Как показатель себестоимость отражает текущие затраты предприятия, выраженные в стоимостном выражении, на производство и сбыт продукции.

С точки зрения общественной значимости и характера формирования затрат различают индивидуальную и общественно необходимую себестоимости, которые выступают, соответственно, как части индивидуальной и общественной стоимости [58, с. 330].

Индивидуальная себестоимость -- это себестоимость, которая складывается на отдельном предприятии. Под общественно необходимой себестоимостью следует понимать себестоимость производства той или иной продукции по отрасли при общественно нормальных условиях производства. Индивидуальная себестоимость может быть выше или ниже отраслевой.

На предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая себестоимость -- это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.

Различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная -- это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость -- та, которая сложилась в отчетном периоде.

Для раскрытия роли этого показателя в хозяйственном механизме нужно рассмотреть функции, выполняемые себестоимостью. Первая функция состоит в том, что она является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и фонда распределения по труду. Аккумулируя в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции, себестоимость является необходимой экономической формой возмещения этих затрат, основой простого воспроизводства материально-вещественных факторов производства, т.е. средств производства и фонда распределения по труду.

Второй функцией себестоимости является то, что она выступает денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса. Рациональное ведение хозяйства требует строжайшего учета и контроля затр...

Другие файлы:

Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
Виды, состав и значение себестоимости продукции. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции (молока...

Анализ себестоимости продукции
Аспекты формирования себестоимости продукции промышленного предприятия. Влияние себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприят...

Индексный анализ среднего уровня себестоимости единицы продукции
Сущность, значение, основные виды и формы себестоимости. Классификация затрат на производство продукции. Характеристика вариации себестоимости продукц...

Анализ хозяйственной деятельности себестоимости овощей защищенного грунта
Значение и задачи экономического анализа себестоимости продукции. Анализ себестоимости продукции. Анализ динамики, выполнения плана и структуры себест...

Анализ себестоимости продукции предприятия и выявление резервов по ее снижению
Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции. Факторы, влияющие на себестоимость прод...