Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Анализ исключений из закона спроса

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Рассмотрение понятия, функций и фундаментального свойства спроса; его разновидности. Содержание эффектов присоединения к большинству, сноба и показательного потребления. Сущность парадокса Гиффена. Причины возрастания спроса на товары при повышении цены.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Факультет Международных Экономических Отношений

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по учебной дисциплине

"Экономическая теория" на тему

"АНАЛИЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ЗАКОНА СПРОСА"

Выполнил

Студент I курса дневного отделения

Бугай Александр Александрович

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук,

Профессор кафедры экономической теории

Чепурин Михаил Николаевич

Москва-2014

  • ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

1. Понятие спроса

2. Закон спроса

3. Функция спроса

4. Неценовые детерминанты спроса

ГЛАВА II.

1. Функциональный и нефункциональный спрос

2. Эффект присоединения к большинству

3. Эффект сноба

4. Эффект показательного потребления

5. Смешанные эффекты

6. Эффект Гиффена

7. Эффект "Высокая цена - высокое качество"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы

Изучая такую фундаментальную тему экономической теории, как закон спроса, нельзя забывать, что из этого закона, как и из любого другого, существуют исключения, которым, как правило, уделяется недостаточно внимания.

Мы попытаемся пролить свет на некоторые малоизвестные явления, которые, однако, играют немаловажную роль в повседневной экономической жизни, основывая свои рассуждения на работе выдающегося западного экономиста Х. Лейбенстайна "Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса" (Leibenstein Bandwagon, Snob, and Veblen Effects in the Theory of Consumers' Demand // The Quaterly Journal of Economics. 1950. N.5, May. pp.183-207).

Объект исследования

Явления, не вписывающиеся в теорию спроса потребителей, составляют предмет рассмотрения в данной работе. К таковым можно отнести желание одних потребителей выдержать общий стиль, стремление других достичь исключительности, явление "показательного потребления" - их объединяет то, что они не подчиняются действию закона спроса, который гласит, что, при прочих равных условиях, чем ниже цена на товар, тем больше величина спроса, т.е. готовность покупать.

Цель работы

Главная цель данной работы - изучить рассмотренные Лейбенстайном эффекты и систематизировать их наряду с другими явлениями, которые также можно назвать исключениями из закона спроса.

Задачи работы:

• Раскрыть понятие спроса

• Изучить рассмотренные Х. Лейбенстайном исключения из закона спроса (эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена)

• Систематизировать другие явления, противоречащие закону спроса

ГЛАВА I.

1. Понятие спроса

Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах в определенный промежуток времени. Необходимо отметить, что спрос - это платежеспособная потребность покупателей в товаре. Это означает, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимого количества денежных средств) для покупки товара.

Спрос характеризуется величиной спроса - количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Таким образом, величина спроса представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар -- это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах.

2. Закон спроса

Фундаментальное свойство спроса заключается в том, что при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса; другими словами, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Это объясняется элементарными фактами реальной жизни: обычно люди действительно покупают какого-либо продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Кроме того, потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности: поскольку каждая последующая единица определенного продукта приносит потребителю все меньшую и меньшую полезность, он будет покупать дополнительные единицы только тогда, когда цена на них будет последовательно снижаться.

Немаловажное значение имеет допущение "при прочих равных условиях", т.к. спрос покупателей зависит также от нескольких других переменных: доходов, предпочтений, цен на другие блага и т.д. Предположив, что все эти переменные постоянны в данный момент времени, можно исследовать изменение величины спроса в зависимости только от цены.

3. Функция спроса

Обратную связь между ценой товара и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену - на вертикальной.

Полученная кривая называется кривой спроса. Она направлена вниз и вправо, что наглядно демонстрирует действие закона спроса: люди покупают большее количество товара, если цена на них снижается. Таким образом, зависимость между ценой и величиной спроса является обратной.

4. Неценовые детерминанты спроса

При рассмотрении кривой спроса прочие влияющие на спрос условия, кроме цены, предполагаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые также оказывают влияние на величину спроса. Изменение одной или нескольких детерминант приводит к смещению кривой спроса.

Если потребители проявляют желание покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса. Таким образом, увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо от D1 к D2 (рис. 1.2).

Напротив, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной детерминанты (или нескольких сразу) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен. По аналогии падение спроса выражается графически в смещении кривой спроса влево.

К числу основных детерминант спроса относят:

1. Потребительские вкусы

Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы и всемозможных трендов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. Например, популяризация здорового образа жизни способствует повышению спроса на спортивную одежду и обувь или велосипеды. На вкусы потребителей могут также повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление цифровых фотокамер просто обрушило спрос на пленочные фотоаппараты. То же самое можно сказать и в отношении спроса на мобильные телефоны с сенсорным экраном и гибридные автомобили с низким расходом топлива.

2. Число покупателей

Очевидно, что увеличение числа потребителей на рынке приводит к повышению спроса, а уменьшение - к сокращению. Например, сокращение числа детей приводит к снижению спроса на игрушки. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами: изменением численности населения, связанным с естественным приростом, миграциями, притоком (или оттоком) международных туристов. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран. Напротив, увеличение экспортных и импортных квот или введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке.

Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Приведем следующий пример: без сомнения, выход российских автомобилей на рынок США значительно увеличит количество потенциальных покупателей, но едва ли приведет к росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Аналогичная ситуация складывается с товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо определенной культуры (национальной одеждой, продуктами национальной кухни) или товарами, специфичными для использования в какой-то определенной местности.

3. Изменение доходов

Применительно к большинству товаров можно утверждать, что повышение доходов приводит к увеличению спроса. Как правило, по мере роста доходов люди покупают больше электронных гаджетов, качественной одежды и здоровой пищи. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие продукты падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются нормальными товарами.

Хотя большинство товаров относится к категории нормальных, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают некий уровень, потребители могут покупать меньше низкокачественных товаров: одежды секонд-хенд, дешевых подержанных автомобилей, обуви из кожезаменителя. Это объясняется тем, что возросший доход позволяет им покупать а...

Другие файлы:

Особенности закона спроса, роль инфляции
Понятие спроса в экономической теории, его разновидности. Особенности закона спроса. Характеристика ценовых факторов, оказывающих влияние на его урове...

Исключения
Коды, обрабатывающие исключения, информация о причине их возникновения. Способы обработки исключений. Механизмы обработки исключений. Инициализация сс...

Закон спроса
Изучение спроса на рынке является первоочередной задачей при функционировании предприятия. Отслеживание спроса и способность моментально реагировать н...

Обработка исключений
Предотвращение или выявление ошибочных ситуаций в ходе выполнения программы. Стандартная обработка исключений, программные средства. Назначение програ...

Закон спроса: факторы влияния и эластичность
Экономическое содержание спроса. Закономерности в изменении спроса на рынке. Отношения спроса и предложения. Чувствительность спроса к изменению цены...