Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Альтернативные принципы классификации трансакционных издержек

Тип: статья
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Экономическая сущность трансакционных издержек, альтернативные подходы классификации трансакционных издержек. Обоснование и характеристика принципов формирования (класса) трансакционных издержек: издержек информации, взаимодействия, мотивации и адаптации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Л.О. Оганесян, И.А. Гущина

трансакционный издержки

Анализируется сущность трансакционных издержек, рассматриваются альтернативные подходы классификации трансакционных издержек, обосновываются принципы формирования (класса) трансакционных издержек: издержек информации, взаимодействия, мотивации и адаптации.

Ключевые слова: трансакционные издержки, издержки информации, издержки взаимодействия, издержки мотивации, издержки адаптации.

В современной научной литературе категория трансакционные издержки не имеет однозначной трактовки, но, несмотря на ее разночтивость, ученные рассматривают трансакционные издержки, прежде всего, как издержки функционирования рыночного механизма и взаимодействия агентов рынка.

Двойственная природа трансакционных издержек обусловлена механизмом функционирования экономической системы, механизмом взаимодействия субъектов экономических отношений и способом достижения согласования экономических интересов в условиях институциональных изменений.

Трансакционные издержки проявляются в различных формах и приобретают конкретный вид в процессе взаимодействия агентов рынка. В экономической теории применяется классический вариант классификации основанной на последовательности проявления трансакционных издержек: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности и издержки оппортунистического поведения (моральный риск и вымогательство). Так как трансакционные издержки проявляются до обмена и после обмена, то Оливер Уильямсон выделяет два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств [4]. Одновременно он использует другой подход, применяя частоту трансакции и специфичность проявления активов, то есть временной аспект и специфику проявления определенного вида трансакционных издержек, обусловленную характером обмена. Такой подход позволяет ему выделить следующие типы обмена и, следовательно, трансакций: разовый или элементарный обмен; повторяющийся обмен массовыми товарами; повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические, уникальные активы; инвестиции в идосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы.

В исследовании сущности и классификации трансакционных издержек определенную значимость имеет классификация, К. Менара согласно которой, выделены следующие типы трансакционных издержек: издержки вычленения, информационные издержки, издержки масштаба и издержки поведения [2]. В данной структуре трансакционных издержек привлекает внимание издержки масштаба и издержки поведения. При рассмотрении издержек масштаба возникает проблема минимизации издержек и требует введения параметра эффективности, в качестве которой традиционно используются показатели уровня и динамика трансакционных издержек. При рассмотрении издержек поведения следует выделить адаптивное поведение субъектов процесса взаимодействия в условиях экономических и институциональных изменений.

Определенный интерес представляет собой и концепция трансакционных издержек К. Эрроу, которая позволяет выделить уровни проявления трансакционных издержек. Согласно К. Эрроу, трансакционные издержки представляют собой издержки по поддержанию экономических систем на ходу[6]. Здесь следует обратить внимание на условия формирования и изменения трансакционных издержек, обусловленные временным фактором и структурными изменениями в самой экономической системе. В этом плане трансакционные издержки представляются нам с одной стороны, как издержки институциональных изменений, а с другой - координации, мотивации и адаптации деятельности экономических агентов рынка.

На макроуровне трансакционные издержки трансформируются в издержки координации, взаимодействия рынков ресурсов и трансформации экономической системы. На микроуровне следует рассматривать издержки распределения ресурсов, адаптации работников к условиям изменений внутренней и внешней среды и издержки мотивации.

В качестве базовых признаков классификации трансакционных издержек могут служить внутренние и внешние условия функционирования рынка. Если к внутренним трансакционным издержкам фирмы относятся издержки, возникающие в процессе организации хозяйственной деятельности внутри предприятия, трансформации, то внешним издержкам, относятся трансакционные издержки, возникающие в результате взаимодействия фирмы с другими контрагентами (издержки информации, адаптации, координации и оппортунистического поведения).

По способу учета фирмой соответствующих затрат трансакционные издержки подразделяется на издержки: включаемые в себестоимость продукции; выплачиваемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы; включаемые в состав внереализационных расходов; не учитываемые в структуре издержек. По способу измерения трансакционных издержек подразделяются на издержки, имеющие и не имеющие количественное выражение. К первой группе относятся трансакционные издержки, которые фирма непосредственно оплачивает внешним контрагентам. Это, прежде всего издержки поиска и приобретения информации (информационно-справочное, консультационное обслуживание, маркетинговые исследования), издержки приобретения и закрепления прав собственности (регистрация, лицензирование, заключение контрактов) и издержки защиты прав собственности (юридические услуги, судебные издержки).

Ко второй группе относятся трансакционные издержки, которые фирма не оплачивает внешним контрагентам, и могут быть выражены опосредованно в виде убытков, потерь, упущенных выгод, штрафов, пеней. В эту группу входят издержки оппортунистического поведения, использования неполной и недостоверной информации, ухудшения отношений клиентов к фирме, падения спроса на продукцию фирмы, недоброжелательной обстановки в коллективе.

Выделенные трансакционные издержки первой и второй группы, соответствуют принципу разделения трансакционных издержек по критерию их влияния на результаты хозяйственной деятельности фирмы. В процессе деятельности фирмы проявляются трансакционные издержки сбыта (издержки заключения сделок по реализации продукции и услуг, возникающие в процессе взаимодействия фирмы с покупателями), трансакционные издержки организации производства (издержки заключения сделок по приобретению факторов производства, товаров, работ, услуг, возникающих в процессе взаимодействия фирмы с поставщиками), трансакционные издержки хозяйственной деятельности (издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, измерения, осуществления расчетов).

В процессе взаимодействия субъектов рыночной экономики доминирующим становятся издержки координации и мотивации. Впервые эти типы трансакционных издержек обосновали П. Милгром и Д. Робертсон. Координационные издержки имеют сложную структуру, в которую входят издержки определения деталей контракта и обследования рынка с целью определения объекта купли, издержки определения контрактов и изучения экономических условий партнеров, поставляющих нужные услуги или товары, издержки непосредственной координации или взаимодействия, обуславливающие необходимость формирования модели поведения агентов рынка.

Трансакционные издержки, связанные с координацией, включают в себя те ресурсы, которые продавцы расходуют на проведение исследования рынков. Эти издержки необходимы для того, чтобы определить вкусы покупателей, расходы на рекламу и маркетинг с целью информирования покупателей о данном товаре или услуге и на выработку административных решений относительно цен. Со стороны покупателей к этим издержкам относятся затраты времени на поиск поставщиков и оптимальных цен. Еще одна разновидность трансакционных издержек - это упущенные выгоды, не реализованные из-за несовершенства контрактов между продавцами и покупателями и срыва, вследствие этого, выгодных сделок.

Трансакционные издержки координации проявляются при помощи иерархических структур, связанных с передачей на верхние уровни иерархии первоначально рассеянной информации, необходимой для выработки эффективного плана. В этом плане трансакционные издержки становятся явными для механизмов координации деятельности всех уровней [5]. Здесь следует выделить издержки внутренней координации (внутри фирменных трансакционных издержек) и внешних (издержки взаимодействия, политические издержки). Политические трансакционные издержки - это издержки использования механизма государства, т.е. издержки, связанные с созданием и поддержанием институциональных рамок общества (издержки создания законов, поддержания механизмов защиты правил, установленных государством, и т.д.).

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации - ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения. Другая группа трансакционных издержек, связанных с проблемой мотивации, возникает в тех случаях, когда имеет место недостоверность обязательств - неспособность сторон гарантировать выполнение им...

Другие файлы:

Трансакционные издержки
Концепция трансакции, ее виды. Понятие трансакционных издержек как затрат на преодоление экономического "трения", их классификация и происхождение. Фа...

Институциональная теория экономического развития
Классики институциональной теории. Основные положения и отличия классического институционализма от неоинституционализма. Виды трансформационных и тран...

Трансакционные издержки и их классификация
Трансакционные издержки в экономическом анализе. Исследование факторов, влияющих на уровень и структуру издержек. Изучение классификации трансакционны...

Теория трансакционных издержек фирмы: институциональный подход
Понятие и сущность трансакционных издержек, их виды. Организационный код – основа повышения конкурентоспособности современной фирмы. Причины, в связи...

Трансакционные издержки экономики
Понятие и сущность трансакционных издержек, их классификация и типы, условия и возможности практического применения, сложность измерения и стратегия с...