Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Актуальные проблемы макроэкономики в России

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Сущность спроса и предложения, факторы, влияющие на них. Зависимость между ценой товара и величиной предложения. Анализ потребительского рынка Оренбургской области. Законы спроса и предложения. Проблемы формирования потребительского рынка в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая теория

Актуальные проблемы макроэкономики в России

ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 080109.65.5011.08.ОО

Руководитель работы

ст. преподаватель

С.Е. Семашко

Исполнитель

студент группы 11 Эк (б)БУА

О.В. Татарникова

Орск 2012г.

Задание на курсовую работу: Актуальные проблемы макроэкономики в России

Исходные данные: Учебники, учебные пособия по экономической теории, данные сети Интернет, экономические журналы.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) рассмотреть спрос и предложение: факторы, зависимость от цены, законы спроса и предложения;

б) проанализировать потребительский рынок России.

Перечень графического материала:

Графики, рисунки.

Аннотация

В данной курсовой работе рассматриваются спрос и предложение, факторы, влияющие на них, зависимость спроса и предложения от цены, законы спроса и предложения, анализ потребительского рынка России.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.

Первый и второй разделы отражают теоретические основы спроса и предложения.

В третьем разделе проанализирован потребительский рынок России.

Работа выполнена печатным способом на 31 страницах с использованием 9 источников.

Введение

Микроэкономика рассматривает принципы действия рыночного механизма, мотивацию потребителей и товаропроизводителей, проблемы эффективного и рационального использования экономических ресурсов, дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, об объеме выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, о получении максимальной прибыли и достижении уровня минимальных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.
В ходе экономических изменений в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.

Не редкость на потребительском рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом.
Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.

Поэтому в этой работе я хотела разобраться в понятиях спроса и предложения, их величины и эластичности, проанализировать потребительский рынок России.

1. Теория спроса

1.1 Сущность спроса

В рыночной системе, ориентированной на производство для других, анализ начинается с исследования не производства и предложения, а сбыта продукции. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда он нужен потребителю. Это и определяет приоритетное значение спроса в экономическом анализе рыночной системы хозяйства.

Спрос - это потребность покупателей в том или ином товаре, выраженная в деньгах, то есть спрос характеризует желание купить то или иное количество товара.

Спрос характеризует функция спроса. Функция спроса - это зависимость между нашим желанием иметь тот или иной товар и факторами определяющими его. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f(P, I, T, Ps, Pc, N) (1)

где Qd - объем спроса;

Р - цена товара;

I - доход;

T - вкусы и предпочтения потребителей;

Ps - цена товаров - заменителей

Pc - цена товаров - дополнителей;

N - число покупателей данного товара.

Между ценой товара и его количеством, которое желают приобрести потребители, существует следующая зависимость: чем ниже цена на товар, тем больший объем спроса будет предъявлен на него, и наоборот, с повышением цены количество тех, кто согласится покупать товар, будет уменьшаться. Спрос потребителей на товар может быть представлен в виде графика.

Рисунок 1 - Графическая модель спроса

В зависимости от уровня экономики, на котором проводится анализ, выделяют следующие виды спроса:

1) индивидуальный спрос - это потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах;

2) рыночный спрос - это суммарный спрос индивидуальных покупателей;

3) совокупный спрос - это спрос, формирующийся на национальном уровне и представляющий собой реальный объем товаров и услуг, который готовы купить при определенном уровне цен все экономические субъекты.

1.2 Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса: снижение цены увеличивает приобретаемое количество товара, а повышение цены уменьшает это количество. Существование закона не означает, что он всегда и при особых условиях проявляет свою сущность.

Возможные исключения из закона спроса:

1) Эффект снобизма: происходит уменьшение спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие. Причина такого поведения объясняется желанием выделиться из толпы (сноб - человек, претендующий на изысканно-утонченный вкус);

2) Эффект Веблена: покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, снижение цен на товары может уменьшить спрос;

3) Эффект Гиффера: рост спроса на товар происходит в условиях повышения цены на него. Например, в России в 90-е годы 20 века цены на сахар выросли в 40 раз и на шоколадные конфеты - в 30 раз. Однако спрос на сахар превышал спрос на конфеты.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы:

1) Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса.

2) Потребность в товаре и то, через что она проявляется -- вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

3) Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

4) Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары -- менее качественные и престижные -- спрос может наоборот снижаться.

5) Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использо...

Другие файлы:

Сущность и основные проблемы макроэкономики
Предмет, цели и методы макроэкономики. Модели динамики инфляции и безработицы. Государственный долг и накопление частного капитала. Инвестиции и эконо...

Актуальные проблемы экологического законодательства в России

Экономическая теория
В учебнике рассматриваются общие основы экономической теории, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, переходная экономика и мировое хозяйство....

Федеративные отношения в России
Федерализм как демократический принцип государственного обустройства социума, история его становления в России и значение в укреплении ее государствен...

Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России