Актуальные проблемы макроэкономики в России
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине: Экономическая теория
Актуальные проблемы макроэкономики в России
ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 080109.65.5011.08.ОО
Руководитель работы
ст. преподаватель
С.Е. Семашко
Исполнитель
студент группы 11 Эк (б)БУА
О.В. Татарникова
Орск 2012г.
Задание на курсовую работу: Актуальные проблемы макроэкономики в России
Исходные данные: Учебники, учебные пособия по экономической теории, данные сети Интернет, экономические журналы.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) рассмотреть спрос и предложение: факторы, зависимость от цены, законы спроса и предложения;
б) проанализировать потребительский рынок России.
Перечень графического материала:
Графики, рисунки.
Аннотация
В данной курсовой работе рассматриваются спрос и предложение, факторы, влияющие на них, зависимость спроса и предложения от цены, законы спроса и предложения, анализ потребительского рынка России.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.
Первый и второй разделы отражают теоретические основы спроса и предложения.
В третьем разделе проанализирован потребительский рынок России.
Работа выполнена печатным способом на 31 страницах с использованием 9 источников.
Введение
Микроэкономика рассматривает принципы действия рыночного механизма, мотивацию потребителей и товаропроизводителей, проблемы эффективного и рационального использования экономических ресурсов, дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, об объеме выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, о получении максимальной прибыли и достижении уровня минимальных издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функционированием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребительского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.
В ходе экономических изменений в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.
Не редкость на потребительском рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом.
Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.
Поэтому в этой работе я хотела разобраться в понятиях спроса и предложения, их величины и эластичности, проанализировать потребительский рынок России.
1. Теория спроса
1.1 Сущность спроса
В рыночной системе, ориентированной на производство для других, анализ начинается с исследования не производства и предложения, а сбыта продукции. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда он нужен потребителю. Это и определяет приоритетное значение спроса в экономическом анализе рыночной системы хозяйства.
Спрос - это потребность покупателей в том или ином товаре, выраженная в деньгах, то есть спрос характеризует желание купить то или иное количество товара.
Спрос характеризует функция спроса. Функция спроса - это зависимость между нашим желанием иметь тот или иной товар и факторами определяющими его. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:
Qd = f(P, I, T, Ps, Pc, N) (1)
где Qd - объем спроса;
Р - цена товара;
I - доход;
T - вкусы и предпочтения потребителей;
Ps - цена товаров - заменителей
Pc - цена товаров - дополнителей;
N - число покупателей данного товара.
Между ценой товара и его количеством, которое желают приобрести потребители, существует следующая зависимость: чем ниже цена на товар, тем больший объем спроса будет предъявлен на него, и наоборот, с повышением цены количество тех, кто согласится покупать товар, будет уменьшаться. Спрос потребителей на товар может быть представлен в виде графика.
Рисунок 1 - Графическая модель спроса
В зависимости от уровня экономики, на котором проводится анализ, выделяют следующие виды спроса:
1) индивидуальный спрос - это потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах;
2) рыночный спрос - это суммарный спрос индивидуальных покупателей;
3) совокупный спрос - это спрос, формирующийся на национальном уровне и представляющий собой реальный объем товаров и услуг, который готовы купить при определенном уровне цен все экономические субъекты.
1.2 Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса: снижение цены увеличивает приобретаемое количество товара, а повышение цены уменьшает это количество. Существование закона не означает, что он всегда и при особых условиях проявляет свою сущность.
Возможные исключения из закона спроса:
1) Эффект снобизма: происходит уменьшение спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие. Причина такого поведения объясняется желанием выделиться из толпы (сноб - человек, претендующий на изысканно-утонченный вкус);
2) Эффект Веблена: покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, снижение цен на товары может уменьшить спрос;
3) Эффект Гиффера: рост спроса на товар происходит в условиях повышения цены на него. Например, в России в 90-е годы 20 века цены на сахар выросли в 40 раз и на шоколадные конфеты - в 30 раз. Однако спрос на сахар превышал спрос на конфеты.
Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы:
1) Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса.
2) Потребность в товаре и то, через что она проявляется -- вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.
3) Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.
4) Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары -- менее качественные и престижные -- спрос может наоборот снижаться.
5) Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использо...
Сущность и основные проблемы макроэкономики
Предмет, цели и методы макроэкономики. Модели динамики инфляции и безработицы. Государственный долг и накопление частного капитала. Инвестиции и эконо...
Актуальные проблемы экологического законодательства в России
Экономическая теория
В учебнике рассматриваются общие основы экономической теории, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, переходная экономика и мировое хозяйство....
Федеративные отношения в России
Федерализм как демократический принцип государственного обустройства социума, история его становления в России и значение в укреплении ее государствен...
Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России