Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Олигополия 3

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
3. ОлигополияЧто такое олигополия?Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.  Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три  момента. 2. Структура рынкаОлигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти всетехнически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10ю). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (и здесь, как и при монополистической конкуренции может проявить себя патиент-ной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга. Некоторые экономисты говорят о 2-30 фирмах на олигополистической рынке.Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.Огромную роль при определении модели олигополии играет характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигопо-листов сказывается на всех остальных и на отрасли в целом самым непосредственным образом.Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т. е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке Действуют только две конкурирующие между собой фирмы.Дуополия - частный пример олигополии, когда на рынке (в отрасли) представлены только две фирмы-конкурента.  Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли.Первая модель дуополии была предложена французским экономистом А. Курно еще в . Центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (так называемое равновесие Курно).Равновесие Курно - ситуация, при которой все фирмы-олигополисты обладают максимальной прибылью при условии, что их объемы выпуска остаются неизменными.      ...
Другие файлы:

Олигополия и теория игр в современной экономике
Понятие "олигополия", ее признаки и становление. Модель олигополии с ломанной кривой спроса, модели дуополии Курно, Бертрана, ценового лидерства, карт...

Основные черты олигополии
Олигополия в работах экономистов, ее понятие и экономическая сущность. Нескоординированная олигополия в России, основные формы поведения фирм в ее усл...

Структура рынка и типы рыночных структур
Понятие и структура рынка, показатели, факторы и характеристика типов рыночных структур. Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия...

Олигополия 4

Олигополия 7