Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Взаимодействие малого и крупного предпринимательства

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕПроблема, рассматриваемая в данной работе, является одной из актуальных проблем современной экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса, их соотношение в структуре мирового хозяйства стало интересовать экономистов еще на заре развития капиталистического способа производства, когда появились первые крупные мануфактуры, положившие начало процессу централизации капитала и производства.В экономической литературе до недавнего времени малый бизнес рассматривался как подчиненный элемент капиталистической экономики, не имеющий возможности самостоятельного развития. То есть, малые и средние компании, будучи интегрированными в монополистический хозяйственный комплекс, противопоставлялись крупному производству. В период бурного развития и образования крупных хозяйственных структур, роста многонациональных корпораций малый бизнес был вытеснен на периферию экономического развития, где ему предсказывали скорое исчезновение под давлением конкуренции «гигантов». Но в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, переменой мотиваций потребительского спроса, значение малых форм хозяйствования резко возросло. Этому способствовали такие факторы, как способность малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, гибкость и маневренность производства.Сдвиги в социально-экономической структуре общества, изменения в потребительских настроениях сыграли большую роль в качественной переоценке значимости малого предпринимательства для мировой экономики. Крупномасштабное стандартизированное производство, символом которого являлся «фордизм», выполнявшее функцию удовлетворения спроса на стандартные потребительские товары, теряло экономическую почву, признавая преимущества малых специализированных фирм, ориентированных на определенный сегмент рынка. Такие объективные факторы, как индивидуализация потребительского спроса, сокращение жизненного цикла продукции, обусловили очевидную необходимость взаимодействия крупных структур с малым бизнесом.В настоящее время в современной экономике господствуют две основные тенденции. Во-первых, глобализация всех сфер экономической деятельности, в основе которой лежат процессы централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций, интернационализация экономики, развитие глобальных сетей (информационных, предпринимательских), во-вторых - стремление к дезинтеграции, реструктуризация крупнейших предприятий, рост малого предпринимательства, развитие кооперации малых и крупных фирм во всех отраслях экономики. Наша работа посвящена исследованию соотношений крупных и малых форм бизнеса в России на фоне глобализации мировой экономики. Основное внимание в работе уделяется изучению основных форм взаимодействия крупных и малых структур, анализу их преимуществ и недостатков.1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: СПЕЦИФИКА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВПартнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500 [5, с. 110]. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах. Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование проектов, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности. К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства. Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур. В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения проектов, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6, с. 35]. В Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 ед. и увеличилось по сравнению с 1.01.2008 г. на 48,8 ед. [3, с. 11].Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промы...
Другие файлы:

Интеграция малого и крупного бизнеса в России
Проблемы экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса. Преимущества и слабости крупного и малого предпринимательства. Основные формы россий...

Подготовка специалистов по качеству для малого предпринимательства: проблемы и перспективы
Оглавление Краткие сведения об авторахВведение1. Роль малого предпринимательства в экономике России2. Причины, сдерживающие развитие малого предприним...

Разработка и внедрение региональных инструментов регулирования малого предпринимательства
Социальная и экономическая сущность малого предпринимательства. Предпосылки формирования инновационных основ малого предпринимательства. Анализ соврем...

Механизм действия малого и среднего предпринимательства
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства на примере России, США, Германии и Франции. Влияние малого предпринимательства н...

Основные проблемы развития малого предпринимательства в РФ
Сущность малого предпринимательства, его понятие и отличительные черты. Статистика средней численности рабочих на предприятии. Место и роль малого пре...