Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Экономическая теория.

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" подготовили : Карпенко В. студент гр.931 Костин Е. студент гр. 932 Симич Л. студент гр. 932 Чижик С. студент гр. 932 руководитель : Савкин В.П. доцент кафедры "Экономической теории" 1996 Днепропетровск ДИИТ------------------------------------------------------------------------ ПРЕДМЕТ. МЕТОД И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД ПЛАН. 1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. 2. Предмет экономической теории. 3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес- тва. 4. Методы познания социально - экономических процессов. 5. Функции экономической теории. 6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в нес-колько этапов: - научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); - этап меркантевизма (богатство общества определяется объемамивнешней торговли); - этап физиократии (богатство общества определяется уровнем разви-тия такой отрасли, как сельское хозяйство); - классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо,Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко). Они утверждали, что основой богатства общества является труд и снаучных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, при-быль, заработная плата и др; - этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия). Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество ичастная собственность - это вечная собственность; - марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс,Энгельс, Ленин). Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историювозникновения и развития капиталистического способа производства, атак же место и роль пролетариата в этом обществе; - Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает всвою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть уми-рающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Цен-ность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его итой пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл).Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединитьтеории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво-дительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу).Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономическогороста от единого индустриального до пост индустриального общества. 2. Существует несколько различных определений предмета экономичес-кой теории. Марксистское определение. Экономическая теория изучает экономические отношения производства,распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-щества. Самуэльсон. Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выби-рают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметьмногоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные то-вары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различныхиндивидов или групп общества. Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю. Во-первых экономика - это исследование поведения человека в про-цессе производства, распределения и потребления материальных благ иуслуг в мире редких ресурсов. Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограничен-ных производственных ресурсов или управление ими с целью достижениямаксимального удовлетворения материальных потребностей человека. 3. Система экономических отношений - это есть отношения междулюдьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределе-ния и потребления между классами и социальными группами, между страна-ми, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими икрупными собственниками в городе и деревне; вся система экономическихотношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве. Система экономических отношений соответствовать состоянию произ-водства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирова-ние. Материальное производство является материальной основой экономи-ческих отношений. Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда. Главным фактором производства является работник. Средства производства и работники, приводящие их в движение обра-зуют производительные силы общества. Производительные силы и экономические отношения образуют способпроизводства. По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своемразвитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческогообщества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).Он выделяет 5 стадий экономического роста: - традиционное общество; - переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига); - стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу; - послеиндустриальное общество; - стадия массового потребления. 4. Методы экономической науки разнообразны: - метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представленийо предметах исследования от частного, случайного кратковременного,единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного. - движение от абстрактного к конкретному; - метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положе-ния и принципы; - метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений осно-вываются те или иные частности экономических объектов и процессов. - единство исторического и логического, т.е. экономические процес-сы рассматриваются в исторической последовательности их возникновенияи в логической взаимосвязи; - экономико-математическое моделирование, создание математическихмоделей той или иной экономической теории. 5. Существуют несколько функций экономической теории. - познавательная функция; - методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (иэкономические отношения, и производительные силы) и является методоло-гической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические за-коны, которые являются исходной методологической посылкой для исследо-вания в других науках. - практическая функция - обеспечить на основе теоретических разра-боток экономическую политику. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД НТП И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО ТИПА ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД ПЛАН. 1. Труд, как процесс деятельности отношения. Факторы процесса тру- да и производства. Структура вещественных факторов производства. 2. Функции человека в процессе труда и производства. Человек, как предпосылка и результат общественного производства. 3. Воспроизводство. Экономический рост и его типы. 4. Сущность, основные черты и закономерности НТП. 5. Технический, экономический и социальный прогресс общества. Тех- ника, наука и технологический способ производства. 6. Современный тип экономического роста. Его составляющие и качес- твенные особенности. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Труд является основой богатства любого общества. Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направлен-ная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения егопотребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершен-ствовании человека. В процессе труда складываются определенные эконо-мические отношения между людьми. Труд реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаи-модействие трех факторов: - труда и рабочей силы; - предметов труда; - средств труда. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способнос- тей человека, его способность к труду. Предметы труда - это то, на что направлен труд человека. Они сос- тавляют материальную основу будущего продукта. Всеобщим предметом труда является земля. Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которую человек по- мещает между собой и предметом труда и воздей- ствует на предмет труда. Средства труда бывают ме- ханические и сосудистые. Механические средства труда (машины, передаточные устройства) на-зываются орудиями труда и составляют костную и мускульную силы произ-водства. Всеобщим средством труда - является земля. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют сред-ства производства. Рабочая сила, предметы и средства труда образуют сложную системувзаимодействия через технологию и организацию производства. Технология - это способ воздействия человека на предметы труда че- рез механические физические или химические их св...
Другие файлы:

Экономическая теория
Курсовая работаНа тему : «экономическая теория»Экономическая теория не есть набор ужеготовых рекомендаций, применимыхнепосредственно в хозяйственной п...

Экономическая теория и практика
Рыночные и нерыночные агенты. Собственность и хозяйствования, теория "пучка" прав собственности. Приватизация в Российской Федерации, конкуренция и её...

Экономическая теория: Учебник
В учебнике «Экономическая теория», созданном преподавателями МГУ им. М. В. Ломоносова, показаны основные закономерности нынешней смешанной рыночной эк...

Микроэкономика (сер. Завтра экзамен).
8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. — 208 с. В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэк...

Экономическая теория. Конспект лекций.
М.: Эксмо, 2008. — 160 с. Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, ра...