Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
2 вопрос: Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономикеКлассическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как:наличие частной собственности на экономические ресурсы;свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать;наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей;личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;эквивалентный обмен по стоимости;ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии.Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям.Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок. Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования: 1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб. Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом - брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары. Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок - это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов - среднесрочных и долгосрочных обязательств. Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный). Рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Рынок обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. К преимуществам рыночного механизма экономисты относят: •     эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос; •     гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям; •     оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии; •     свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей; •     способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг. Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая: •     не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; •     не обеспечивает защиту окружающей среды. •     не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.); •     не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство; •     не ориентирована на производство социально-необходимых товаров; Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.
Другие файлы:

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности (на примере Республики Беларусь)
Классическая модель рыночной экономики, ее характерные черты. Становление и развитие рыночной экономики в Республике Беларусь. Макроэкономические и со...

Рыночная экономика: парадокс эффективного использования ресурсов и их расхищения
Рыночная экономика: характерные черты и функции. Особенности ее формирования и развития в России. Понятие и классификация ресурсов. Пути повышения эфф...

Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития
Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики. Многообразие моделей экономического устройства на примере США, Германии, Швеции, Японии,...

Объективная необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Хозяйственный механизм рыночной экономики как совокупность методов, инструментов и форм управления, его специфика и основные две модели. Командная эко...

Мировая экономика
Мировая экономика: понятие, структура, этапы формирования. Субъекты экономики. Общая характеристика современного состояния. Показатели глобализации. К...